пятница, 23 октября 2020 г.

ЧТО ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ ДЕЛАЕТ?



Честно скажу - не понимаю : почему марихуана запрещена, а компьютерные игры - нет. Детей прошу удалиться. Имхо. Эффект разрушения и деградации - от компьютерных игр - сильней чем от любого наркотика. Почему? Два диплома: лучшего тенического ВУЗа СССР и лучшего гуманитарного России. Плюс западный, плюс то, что не оценить дипломами. Но - по порядку....

Когда-то давно я понял, что стал инженером вдруг, и в один день. За шесть лет до того поступил учиться на инженера, и быстро понял, что ошибся. Выбора, вроде не было: родители были инженерами, воспитание было «инженерным», шутки и разговоры дома — были «инженерными». А в столичном институте (и в столице вообще) оказалось столько интересного, что понял — «не мое». Что надо было делать — не знал, и потому тупо и с трудом заканчивал.

На шестом курсе три месяца рисовал диплом. Усовершенствованный (мною же, то есть халтурно) двигатель АЛ-31Ф самолета Су-27. В полный размер, то есть, почти полтора метра высотой и десять метров в длину. В некотором роде, манипуляция: поразить (комиссию) не глубиной знаний, а размерами презентации.

О том, КАК это будет, даже не подозревал: вначале неделю «стеклишь» с других чертежей, потом переходишь на чертежную доску, рулон слева — рулон справа... Делаешь это днем, ночью, несколько недель, деваться некуда — НАДО... Вдруг работа закончилась. Снял чертеж с доски, поставил его на пол, вошел «внутрь» получившейся «композиции» и сел на пол... Осмотрелся вокруг и меня «вштырило»: я ведь знаю об этом — ВСЕ. До мельчайших деталей. Я смотрел вокруг себя на этот двигатель, меня озарило, что понимаю его ВЕСЬ. Я изменился...

За год до того на военной кафедре пришлось сдавать экзамен по МИГу-21... Типа инженер-механик, военная кафедра, все-подобное… Зубрить, когда не понимаешь, я до сих пор не научился. И тогда получилось чисто на молодецком обаянии. А тут вдруг — ДОШЛО. Это был как бы уже не я. Это было откровение. Просветление. Почти-оргазм.

Советовать подобный кайф сложно. Долго готовить. Но ни один алкоголь или наркотик (пардон — детям не слушать!) не вштыривал меня сильней в будущем, чем собственный чертеж в 22 года. Наверно, памятуя ту эйфорию я в следующий ВУЗ поступил и дальше учился ))... Потом меня также «вштырило», когда научился английскому, и стал понимать нюансы и акценты чужого языка. Каждый следующий язык «штырит» уже слабей. Похоже — не меньше «проперло», когда научился кататься под парусом… также меняет любовь, семья, работа... Но там ты к этому готов, а тут...

В знаниях сила совсем не потому, что тебе эти науки нужны, как конкретные знания. Строго говоря, 90% того, чему нас учили в ВУЗе — вообще не пригодилось: уравнения Максвелла, комплексная геометрия, матан с дифурами, сопромат, материаловедение... Но именно все вместе — развивало. И если бы не такая фундаментальная подготовка, то наше поколение 1950-1960-х вряд ли смогло бы к 40 годам пройти во власть — и разворовать там все. Мне эта подготовка помогла стать спецом в двух десятках разных профессий от журналистики до аудита и от инженера до банков.

Не случайно из инженеров того времени вышли самые лучшие мошенники 90-х, все возможные мавроди-ща, ходоркови-ща, березови-ща... Мозг у которых в голове не только числился, но и работал.

Потом стал гуманитарием и уверенно скажу, что кайфы у инженеров и гуманитариев - разные. Не лучше — не хуже — разные. Потому «база» разная.
Но ощущение «инженерного кайфа» — от того, что ты решил сложную задачу — для меня по прежнему на порядок сильней чувств бухгалтера, который свел годовую отчетность. Это выше кайфа завершенной коммерческой сделки. Но у каждого свои «персональные настройки»...

Помню, лет 10 назад я оказался в столичном банке, там для меня было откровение, что туземная молодежь не умеет думать схемами, табличками. Они лучше понимали последовательные тексты, и то чаще — не как логические построения, а как стихотворение из непонятных иностранных слов. Я тогда искренне злился, что некоторые гуманитарии искренне считали «инвестициями в себя» — силикон и ботекс...

Особенно забавно, что сегодня именно гуманитарии стали доминировать во всех ветвях и на всех уровнях Власти. Даже интересно, как они, да еще на новом поколении, выросшем на компьютерных играх — будет решать социальные и экономические вопросы — или они объявят эти вопросы не важными и не нужными?

Понятно, это все это может быть тупо старческим ворчанием, склерозом и маразмом... Вот-мы-де, наше поколение «в наше время целую страну прос.али». А эти молодые... но если серьезно...

О чем речь... Четыре года как назад я вернулся в родной город МБА-менеджером, хорошо знающим финансы, учет, банки, администрирование и другие столичные «штучки», которые за пределами МКАДа являются совершенно бесполезным багажом...

Здесь оказалось вдруг намного интересней не то, как считать и отчитываться. Основная проблема оказалась в производстве. Как СДЕЛАТЬ. Прежнее поколение профессионалов с заводов почти ушло. Мое поколение (и следующее) прошли мимо заводов — вообще. Новое поколение выросло по другим программам, и разрыв преемственности оказался таким, что пришлось его компенсировать самому. И четверть века моего «инженерного простоя» вдруг оказались не проблемой, а — ... странной форой. И новая учеба стала оборачиваться — в новый кайф...

Объясню на инженерном примере, но здесь не про эту профессию. Инженеры сейчас учатся работать за компьютером. Объемы чертежей растут. Но их качество и полезность — падает. У старой системы, когда человек стоял за ватманом с кульманом — вроде была ниже производительность. Но носители ТОЙ культуры поневоле имели более развитое пространственное мышление. Поневоле успевали больше думать и лучше умели думать вслух и работать группами.

Другая система получения инженерных навыков сегодня привела к тому, что инженер получается «не совсем про то». Пиджак есть, голову видно, диплом со значком есть. А все вместе — ...

Короче, инженер во мне опять «победил» финансиста. Приятно меняться на шестом (ой — песец!! ля...) десятке... но здесь про другое.

Через 35 лет видно, как изменились сами принципы обучения. И люди стали (еще раз пардон) другими. И во многом — как раз, из-за компьютеров.

Не вопрос в том, нужны ли компьютеры или нет. Глупо бороться с прогрессом. Но это должен быть прогресс, а не дебилизация. Стандарты образования некоторых европейских стран уже считают не нужным такие навыки, как правильно писать и считать в уме. Компьютер делает эти навыки бесполезными. Но ведь в этом основа образования, культурный код, на который опираются десятки и сотни других навыков.

Тот кто проходил традиционную школу, тот понимает, что умение считать в уме или на бумаге — это систематизация мышления. Это области мозга, на которые опирается логика в других областях, десятки других навыков... Если ЭТО атрофируется, мышление человека оказывается привязано к другим реперам. Другие «мультики». И не факт, что новое «Кино» оказывается лучше.

Сейчас чертежи делают на экране, и это действительно совсем другая культура думания. За ватманом и кульманом — человек думает иначе, чем за экраном и мышкой, более «пространственно», более ответственно... Это видно не столько по культуре чертежей и расчетов, сколько по уверенности в себе, в ассоциативном мышлении, умении структурировать вопросы...

Изучение иностранных языков — без глубокого знания своей грамматики — это другой стиль мышления. Чаще всего — просто «показуха».

Что дальше — ??
Надо ли где-то говорить — СТОП? Или хотя бы притормаживать?

Например, ничто так сильно не подрывает государственный строй, как электронные системы подсчета голосов.... И без них уже никто давно не верит ни в какую демократию и справедливость. Но электронная избирательная система — это окончательный «кол в теле» последней веры в выборы и эффективность этих институтов. Потому что нелепо даже спорить с компьютером. А то, что за программами стоят конкретные заказчики — зрители не думают…

Избирательная система — очевидный пример, что повсеместная цифровизация — это зло. Так же как электронные записи в поликлиники. Нельзя передавать заботу о детях или стариках (так же как свой мозг и управление собой) — на аутсорсинг.

Всякие теории эволюции и развития мира — не правы в корне. Все понимают, что общество деградирует, мышление становится примитивным, сворачиваются социальные модели, ухудшается образование и медицина, сохнут мозги... — Зачем успокаивать себя и других, что общие тенденции и законы развития — все равно идут во благо большинству?

Ведь если мы и общество в целом уверенно деградируем, во-первых, это надо понять, возможно, сопротивляться, придумывать некие механизмы и направления борьбы с деградацией.

Понятно, что интернет и компьютер — это благо, но отмена базовых эволюционных навыков — это деградация мышления. Пропадает свободное время, потому что игры и развлекательные программы — аналогичны наркоте. Снижаются навыки социализации.

Мой отец (царство Ему небесное) 30 лет назад признался, что езда в автомобиле за рулем — убивает в нем свободное мышление. Ты привыкаешь все делать по правилам, автоматически, не думая. И потом не видишь простейших решений — там, где это можно и нужно. Это не плохо и не хорошо. Это другое мышление. Другая свобода мысли.

Мои друг Алексей, московский армянин, отец 4-х детей — 20 лет назад признался, что выбросил из дома телевизор. Именно ради детей. Может быть, как-то так и надо - для Высших целей?

Десять лет назад, после того, как я научился кататься под парусом, мгновенно оценивать ситуацию — и принимать правильные и ответственные решения в открытом море — тогда я оказался не способен работать в банке по инструкциям. Там, где шаг вправо// влево — это нарушение Правил. И пусть ты знаешь, что ты был прав, и можешь это доказать — тебя никто не станет даже слушать. Даже если за Тобой международный опыт, судебные кейсы... Это другой мир, где, в принципе, не нужны подобные люди… Там человек ДОЛЖЕН И ОБЯЗАН быть немного дебилом...


Где та грань прогресса, которая делает человека слабее, и надо ли ее переходить? И как озвучить эту проблему?

Обсуждал эту проблему с Другом, начальником нашего IT-отдела. «Василич, ты что — пытаешься спасти детей от остальных 7 миллиардов человечества и от компьютеров?» Смеется… Владька, я пытаюсь спастись сам — и если удастся, то и тебя — от профессиональной деградации…


Комментариев нет:

Отправить комментарий