суббота, 9 ноября 2019 г.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ


Антарктика, станция "Восток " и 27-я экспедиция в эти суровые земли. На календаре 1982 год, апрель. Станция расположена в глубь материка Антарктида аж на 1400 км. Да еще и высота 3500 на уровнем моря, да еще и полюс холода - самая низкая температура 88,3 С, на подходе полярная ночь. (Кто не знает: зима там наступает, когда на календаре лето и наоборот - весна приходит в самую осень).

Сейчас на станции работают 21 человек, которым предстоит провести зимовку, а за ее время сделать довольно обширный фронт научных работ. И все шло по плану, но в ночь на 12 апреля 1982 года случился пожар на электростанции. Вроде что-то коротнуло и все вспыхнуло. Тушить было нечем: огнетушители отказались работать на морозе, а пытавшийся спасти дизель-электростанцию механик Алексей Карпенко - погиб.

К утру все закончилось само-собой - сгорело короче. На улице -67С - не жарко, станция уже работала автономно и до весны по местному календарю никто не собирался полярников посещать. Спасения ждать - сомнительная надежда. Нет связи, тепла, электроэнергии - сгорели генераторы запасные и основные. В общем будущее печально и не позитивно ни разу.


Но, оставшиеся в живых двадцать сотрудников полярной станции "Восток" решили не унывать и приложить все силы, чтобы выжить. Руки есть, ноги и голова на месте. А еще есть солярка в бочках, которая загустела на морозе так, что отказалась самовозжигаться при пожаре. И еще была свалка, которая пополнялась аж с 1957 года прошлыми экспедициями, а значит шансы выжить все же были.

Жизнь продолжается

Нашли печку, которую можно было топить соляркой, были каркасные домики, куда ее принесли и раскочегарили. Туда же притащили все, что могло попортиться на таком морозе: овощи, яйца, а еще лекарства, приборы не выносящие холод и так далее. Буровая поделилась старым дизель-генератором, который завели прямо на морозе и через 16 часов с момента пожара сообщили на Большую Землю о трагедии.
Земля не знала что делать: во время полярной ночи передвижения в этой зоне прекращаются, и как помочь людям быстро и не погубить самих спасателей - не понятно ни разу. На станции это тоже отлично понимали и потому сказали, что справятся сами, чай не дети, а взрослые рукастые мужики. До весны перезимуют и даже постараются не слишком угробить план научных работ по времени. Большая Земля согласилась, что это наилучший вариант и пожелав удачи отключилась.

Полярники же стали активно работать дальше. Газовые баллоны пошли на изготовление печей-капельниц, из парафина, что привезли для научных работ, наделали свечек, используя в качестве фитиля шнуры асбеста.
Иван Козорез, который служил на станции аэрологом, придумал рецепт теста, из которого можно было печь пресные лепешки прямо на "капельницах"-печках. Их полярники прозвали "козорезками" в честь придумщика. Козорез же запустил производство хлеб, который делали на чудом спасенных дрожжах. Делал он его в придуманной им же хлебопечке, правда производительность была не велика и стоять у нее приходилось весь день, чтобы накормить 20 голодных ртов.

Свалка порадовала выкинутым старым дизель-генератором еще 50-х годов выпуска.

Мы проводили «раскопки» на свалке в надежде разыскать что-нибудь пригодное. Наткнулись на выброшенный предшественниками дизель-генератор. Он весил около тонны. Расстояние от свалки до станции метров 500-700. Притянуть агрегат на себе, как бурлаки, мы бы не смогли, ведь снег при 70 градусах мороза почти не скользит. Требовалась техника. С помощью паяльной лампы удалось отогреть двигатель трактора. Мотор еле работал, но все же мы сумели отбуксировать дизель-генератор. К счастью, его состояние было небезнадежным. С помощью вновь обретенного генератора включили свет, а там и бурить антарктический ледовый щит принялись — ну не без дела же впотьмах сидеть.

Рассказывал потом начальник экспедиции Пётр Астахов.

Печи -капельницы очень чадили. Сажа была буквально везде и поделать с этим было ничего нельзя. Снег вокруг домиков на станции был черным, люди черными, как трубочисты.

Иногда из нашего котла шла вода цвета хаки. Это означало, что халтурщики впотьмах накололи грязного льда.
Рассказывал геофизик Дмитриев.

Потому решили полярники сделать баню - ходить грязными и черными было решительно невозможно, а стационарная промывочная из-за погибшей электростанции не работала.
Приняли решение взять бочку из-под солярки, отрезали у нее днище и насадили на печку-капельницу, придумали сделать слив и вот получилось нечто очень похожее на самовар. В день в нем могли помыться 3-4 человека, после уже надо было отмыть саму бочку-баню, принести чистого льда и запустить ее в работу снова.

Станция Восток после пожара сохраняла активность 227 дней. Полярники не просто выживали, но еще и работали по графику, который был подкорректирован под форс-мажор. А весна пришла вместе с самолетом, который принес все необходимое для дальнейшей работы.

Врач, который прибыл на станцию говорил, что ожидал увидеть изможденных, полностью деморализованных людей, вымотанных ежедневной борьбой за выживание, а его встретили бодрые, чуть похудевшие, не очень хорошо отмытые от вездесущей сажи "двадцать нормальных мужиков". Мало того - домой из них никто раньше срока не вернулся!



А еще через пару недель после самолета со станции "Мирный" пришел караван с продуктами и всем необходимым для строительства, да еще и с новым дизель-генератором.


В итоге электростанцию взамен сгоревшей поставили новую, все необходимые научные работы тоже провели до конца смены. Тело погибшего механика было доставлено на "Мирный" и там захоронено на Антарктическом Новодевичьем кладбище, где лежат все, кто отдал своих жизни в процессе освоения суровой земли шестого континента.

Механик Карпенко совершил героический поступок: он сумел выключить дизели, а вот сам задохнулся в дыму, вытащить его просто не успели.

Домой!

Полярники покинули станцию в срок, когда прибыла новая смена. Живые и здоровые они вернулись домой и разъехались по всей необъятной стране.


Героями их никто не делал, время подвигов ушло. Поговаривают, что даже хотели сначала наказать и даже посадить за сгоревшую станцию. Но, пронесло, как говорится.

А еще говорят, что бухали полярники беспробудно пока зимовали в то время, но это все на уровне слухов и домыслов. Главное: все они смогли выжить, не сдались и вернулись живыми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий