четверг, 20 января 2022 г.

ТЕРРА ИНКОГНИТО


Инновационная деятельность на ниве
творчества, нравственности и созидания Будущего

 В каждом человеке есть солнце
 Правда приходит дважды 
 Дорогу осилит идущий....

Инновационная деятельность – ключевая, определяющая будущее и даже настоящее, но практически неведомая деятельность для населения, руководства организации, региона, страны, континента и  всего Мира. Это фактически новый, но еще только зарождающийся, как массовый, но и глубоко личностный, вид деятельности (будущего), и еще совершенно не осознанный, и неорганизованный. 

Современный вал информации, весьма широкий и высокий, обеспечивающий коммерциализацию инноваций - это даже не «вершина айсберга», а скорее накидка, некоторые одежды, на самом деле скрывающие объективно требуемый истинный смысл и назначение, благородное лицо и творческий дух, высшую ответственность такой деятельности. Т.к., в соответствии с Современным смыслом этого термина, действующее представление, сформировано в интересах исключительно хрематистики, бизнеса (делания денег). Что, на самом деле¹, скрывает необходимое знание и умение, и даже дух, требуемые для восприятия, формирования должной, чрезвычайно актуальной личностно-социальной инновационной культуры и системы. Но, это/такое определение, которое, в соответствии с ним, определяет то, что сейчас уже совершенно недопустимо. Современную, ныне действующую, причем монопольно, структуру, состав, и качества целей, функций и отношений, личностно-социальных активных участников инновационного процесса. Предложенный ниже термин взят из Википедии, с некоторыми моими, далеко не всеми, даже основными, базовыми, принципиально важными, соображениями, показывающими совершенно неприемлемые упущения². Которые давно пора устранять, создавая социально-личностный необходимый механизм и его активно-инициативное духовно-нравственное наполнение на базе активизации инновационного потенциала каждого.

¹ - Важно помнить, что, по Аристотелю, «цель «хрематистики» - служение не высшим задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению».

² - Всё же покажем еще одну сторону этого красивейшего, но совершено не обработанного «алмаза». Важнейшим упущением, более того, стратегически совершенно недопустимым, рождаемым таким представлением об инновационной деятельности (ИД), является сформированная пассивность и почти нулевые возможности активного участия всего населения в инновационной жизни. 

Преодоление чего так необходимо по многим причинам. – Новое рождается новое, причем даже очень значимое (и это не исключение, а скорее правило), совершенно не определенным образом и местом. Что отметили акад. В.И.Вернадский, К.Э. Циолковский и многие другие. Показал это и многолетний опыт УЦ САНИ. Поэтому, даже близкое окружение авиды, порой решающим образом влияющее на ее судьбы, нередко совершенно неопределенно. Т.е. даже теоретически или хотя бы примерно, но конкретно, невозможно сказать, где, кто и как появится эта, очень нужная авида, а тем более, нечто принципиально новое, невидимое, а то и отрицаемое сейчас, как возможность. Следовательно, и это совершенно необходимо, именно точечно, персонально (а не исключительно целенаправленно), надо работать со всем потенциалом Авид и «облаками» его инноваторов. Это именно то, что может его, авиду, в полном, целостном виде, вырастить и реализовать(!). Но при условии создания специальной системы сохранения и активизации новых идей (САНИ). Иначе невозможно решать стоящие задачи создания необходимых условий для инициативных и даже в чем-то плановых, рождаемых идей, в пределах уже существующих организаций. В частности, различных центров активной и организованной творческой интеллектуальной деятельности: АН, КБ, ВУЗы, школы, Союз писателей, ...

Более того – спектр совершенно необходимой авиде и обществу ИД настолько широк и многообразен, что обычные организационные системы неспособны обеспечить задачи, стоящие перед ИД. Да, они их и не ставят! А вот готовность, в том числе, наличие необходимых знаний о сути и необходимости, содержании, возможностей ИД, наличие необходимых умений и возможности действовать должным образом, даже при наличии желания у требуемого инновационного потенциала (активного и пассивного), совершенно неудовлетворительна.

«Инновационная деятельность (1-й, ныне функционирующий вариант– Дж.) - комплекс научных, технологических,(технических - это необходимая добавка, т.к. надо знать, помнить и организационно-технологически учитывать, что процесс создания и использования устройств и систем, идей класс «знаю что» /«ноу-вот»/ [1,2], принципиально отличается от создания и использования результатов технологических, класса «знаю-как» /«ноу-хау»/ - Дж.) и организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования¹. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги (возможности личности и общества - Дж.) или товары/услуги с новыми качествами». (Выделено и даны необходимые добавки для дополнения и удовлетворения требований системной его полноты, уточнения существа этого понятия - авт.)

Инновационная деятельность-2 – деятельность основная и связанная с созданием (появлением), обеспечением, реализацией, совершенствованием и развитием авид2, коллектива (семья, близкие люди), социума (организация, массовое объединение, страна), структур, процессов, актов и духа-целей-задач функционирования инновационного цикла (создания, развития, совершенствования и функционирования инновационной сферы).

Инновационная деятельность-3 – это деятельность по инновационному развитию (см. Приложение, инновационное развитие), инновационной жизни – по всем пяти направлениям. Поэтому включает широчайший, точнее весь круг-спектр видов деятельности, сторон жизни специальностей, уровней. Причем, как специально подготовленная ИД, так и случайная, и просто, как элемент обычной жизни. Но, так или иначе, в большей или меньшей степени, влияющей на инновационное развитие. Однако, её качество, эффективность и масштабы чрезвычайно зависимы от подготовленности участников и целей, возможностей инновационной культуры, прежде всего, инновационной системы. Конечно, актуальность и возможности (см. Приложение) разных направлений, решений, в разные времена, бывают разные.

Большое значение для характера и сложности, а с ними сложности-успешности ИД, имеет уровень предпринятой инициативы.

¹ - Очевидно отсутствие важнейших этапов инновационного развития авиды² – поэтому цельность представления и организации инновационного процесса, а также такой деятельности, требует добавления в названный перечень, предваряющий коммерциализацию, ряд других, совершенно необходимых этапов, во многом, а нередко и в главном, определяющих дальнейший результат инновационной деятельности. Инициацию, генерацию, сохранение и активизацию соответствующих идей/инноваций, включая не только коммерциализацию, но личностно-социальное использование, как просто полезных. Кроме того, многие авиды, особенно на начальных этапах, нуждаются активной нравственной деятельности - добродеятельности, основанной на стремлении к организации и реализации движения к пользе-добру, истине и красоте, желании помочь и бескорыстии, «Чтобы реализовать в каждом организме (и социальном тоже - Дж.) идеал его рациональной сущности» - Аристотель, И.Пригожин

² - Авида - (Автор + Идея) – элементарная (часто нерасторжимая, особенно вначале, на стадии генерации, раннего развития идеи,) инновационная единица

Другое определяющее значение имеет понятие инновационного цикла (Рис.1), к тому же определяющее и понятие существа инновации, динамику развития авиды.

Причем, в связи с преобразованиями авиды в процессе её поэтапного развития, следует понимать, что Инновации¹ (лат. innovatio – обновление) –это нечто, такое новое, многообразные состояния которой могут быть, причем в любой сфере, как человеческой (так и иной жизни, способе существования), иметь любую форму в том виде (по форме и существу), которые она принимает, в соответствии со стадиями инновационного цикла в процессе её творческого (исследовательско-созидательного, в искусстве и др.), поискового, генетического или случайного развития, в ходе ее становления и использования, от момента инициации и выявления проблемы его порождающей, до окончания её развития, использования, консервации. Принимает, как необычный, трудно воспринимаемый вид идеи, так и привычную форму патентов, публикаций в специальных журналах, СМИ. Важной составляющей понятия инновация, является качественная характеристика инноваций (см. ниже). Заметим: если точнее и глубже [3] – инновация не равно новое! Для ясности - пример. Новая информация - это что-то уже принятое наукой, обществом, как элемент истины. А инновационная информация- это только «кандидат в депутаты», в новую информацию (но еще не «депутат»). «Кандидатов» много - «депутатов» - много меньше. Еще надо доказывать, что это новое научно - для исследователей, и функционально-реализуемо-полезно для созидателей (инженеров-конструкторов). Действующих, в творческом сотрудничестве, «даже» с философами. Кавычки, т.к. на самом деле, сейчас в деле Созидания, такой союз абсолютно необходим. Но, увы, результаты такого союза воспринимается особенно сложно. И в силу повышенной сложности, и потому, что такие работы требуют специализаций, в современной жизни, обычно несовместимых, редких.

Классификация инноваций

(а вслед за ней и с ней, классификация инновационной деятельности)

Если инновации классифицировать в зависимости от возможности доказать их научность, реализуемость, эффективность (НРЭ), то целесообразно различать пять уровней творческих результатов [4]:

 I - рода  идеи, которые автор (микроколлектив) способен обеспечить всем необходимым для их развития за счет личных ресурсов. В свое время

¹  Инновация - ключевое слово. Современное определение: иннова́ция (англ. - innovation - нововведе́ние)  внедрённое или внедряемое новшество, обеспечивающее повышение эффективности процессов и (или) улучшение качества продукции, востребованное рынком (Гугл). Однако, такое определение носит явно узкий, вырожденный, прагматический характер и не отражает всего диапазона, путей и необходимых условий, средств, для инновационного развития и идеи, и автора. Т.к. включает в смысл, а поэтому и в организационное, и в иное обеспечение инновационного процесса, только один из заключительных этапов инновационного развития. Относя все предыдущие стадии инновационного развития в разряд диффузных, случайных процессов. Социальная смертность в таких условиях, причем лучших и необходимейших идей и авторов, совершенно непростительна. «Чем существенней полученный автором результат для развития данной научной области, тем вернее рукопись будет отклонена рецензентом, как бесполезная (неверная, неактуальная и т. д. - Авт.) и, следовательно, неинтересная, если он придерживается иной, чем существующая, точка зрения на перспективы развития». (Е.З.Мирская Механизм восприятия и оценки нового знания, Вопросы философии, 1977, № 12 и 1979, № 5).

На индивидуальном уровне: Инициация (I) → генерация (частично) (II) → далее личностно-социальные: сбор авид (III) → прием (IV) → сохранение идей (V) → защита (юридическая, организационная, технологическая) (VI) → оценка (содержательная и личностно-социально-коммерческая) (VII) → активизация¹ (развитие по существу, по форме, организационно, для улучшения восприятия) (VIII) → реализация (IX) → использование (позитивное) (X) → консервация (XI)

И.Ньютон, создавший отражательный телескоп, изготовив для этого специальные станки, инструменты и зеркало высокого совершенства, заметил: «Если бы я ждал, пока кто-то что-то мне сделает, я вообще никогда не дождался бы ничего». (А, если сейчас у автора нет такой возможности - какие потери! При отсутствии системы САНИ)

— II рода - идеи, для развития которых достаточно усилий фирмы, организации; группы общественности. Если идея носит социально-гуманистический, а вернее - даже антропокосмический (но не коммерческий) характер [5];

— ІІІ рода - развитие реально, только если можно опираться на возможности государства; социально-гуманистические - при условии поддержки большинством граждан страны;

— ІV рода - реализация возможна только в условиях международного сотрудничества, политического или/и гражданского;

— V рода - идея реализуема только при условии согласия и взаимопомощи всех государств, всех граждан мира.

Очевидно, что эти различия особенно, жизненно важны для полезных социально-гуманистических идей, зачастую требующих добровольных и, далеко не всегда оплачиваемых и не организуемых бизнесом и современным государством, усилий.

В толковом словаре «Инновационная деятельность. Термины инновационного менеджмента и смежных областей», понятие инноватор, определяется так: «автор новшества (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, «ноу-хау», («ноу-вот» - Дж.), промышленного образца, рационализаторского предложения и т.п.), с которого начинается инновационный процесс и который, одновременно, является инициатором коммерческого использования новшества, предприниматель, увлеченный новой идеей и готовый рисковать ради превращения ее в инновацию».

Редко, а, возможно, и никогда, автор сам способен пройти весь требуемый путь. Но действительно сам, а не по его пониманию, представлению увлеченного человека, многого не замечающего

¹ См. Примечание

Инновационный результат (результат инновационной деятельности)

(Характер и особенности текущих и конечных результатов)

Как показал опыт работы УЦ САНИ (Украинский Центр САНИ) и личный опыт не одного десятка лет, нельзя не разобраться и с понятием результата инновационной деятельности. Надо сразу отметить, что это совсем не простое понятие, и тем более – не только совсем не очевидное, но и незнакомое науке, быту, практике. Ведь многие результаты, совершенно необходимые для инновационного развития авиды, в планы-отчеты не запишешь. Так как, на уровне обычной бюрократии управления, это совершенно невозможно. Конечно, нужно отчитаться о планируемой и проделанной работе, результатах. Но, нередко, такой результат кажется мелочью, недостойной внимания управленца (но никак не инноватора, тем более, недопустимо, для действующего в системе САНИ!). Однако результат, даже кажущийся мелочью, бывает чрезвычайно важен, и может оказаться той, последней каплей, дающей возможность дальнейшего развития. А может оказаться и не никчемной песчинкой, а зернышком, способным дать очень важные, удивительные плоды-результаты. Или, наоборот, дуновением, «не понявшего» коллеги, члена семьи, эксперта, критика-начальника, погасившим творческую искру (как и было со второй серией х/ф «В бой идут одни старики»). Затрудняет конструктивное представление о результате инновационной деятельности и то, что оно может быть растянуто по времени рождения и развития авиды, в его специализации и уровне деятельности, необходимой для ее рождения-развития-реализации-верного использования-продолжения развития, и того, что он зачастую реализуется и случайно, и не планово. Тем более, если инновация носит существенно (качественно, радикально, принципиально, многопланово, многоуровнево, парадоксально) новый или информационно и инновационноёмкий характер. А потому, трудно понимаемый и непредсказуемый характер:

«О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…»

Кажется, очевидным, что результат может быть промежуточным и окончательным. В том числе и окончательным результатом для конкретного этапа, т.е. означать-определять окончание-исполнение текущего этапа цикла инновационного развития авиды (автора и идеи – вместе и порознь). Такие результаты, естественно, совершенно разные. Например:

 Первый этап - рождение человека, не биологическое, а как автора будущей идеи, внутренне готового к генерации идеи;

 Второй – рождение идеи;

 Третий - социализация этой идеи в любой форме, хотя предлагается и предпочтительная (переход ее с индивидуального, авторского, на социальный уровень сохранения и развития)¹;

¹ - Заметим, что этот, а также 4 и 5 этапы, показаны в соответствии с организацией, технологией и духом системы САНИ.

 Четвертый – надежное обеспечение социального сохранения идеи и защиты прав автора. (Что важно для автора и идеи - они порой нерасторжимы. Разделение может быть гибельно для обоих);

 Пятый – социально значимая оценка, полученная в соответствии с действительными достоинствами и недостатками инновации, потенциала автора;

И т.д. Но кроме такой градации, в реальности, существует промежуточные результаты, полученные при реализации шагов, деятельности, ведущих (или отдаляющих) от необходимого текущего и общего окончательного результата. Каждый из которых может оказаться решающим для продолжения или отрицания развития авиды. Перечень таких, качественно разных результатов, но каждый, по-своему оказавшийся важным, бесконечен.

Список, предлагаемых далее некоторых конкретных результатов, не несет никакой закономерности. Это только, и специально случайно, выполненная, выборка из памяти Джелали В.И. (но каждый из них достоин соответствующей незабываемой благодарности, доброй памяти):

 сканирование важных, опубликованных статей (редакции не всегда предлагают э/версии опубликованных работ), а такое представление совершенно необходимо;

 ксерокопирование моих статей - очень важный инструмент инновационной работы. В условиях слабого материального обеспечения - это весьма важно! И такая, вроде мелкая, помощь запоминается тоже навсегда. Тем более, что это происходит не часто и далеко не всеми теми многими, кто делал себе копии моих статей;

 предложения редакторов журналов, сборников статей подготовить статью по конкретной проблеме. Не всегда реализовывались теми, кто предлагал. Но, в результате, все же, появлялись эти очень важные статьи, впоследствии с удовольствием опубликованные другими редакциями;

 совет, как попасть на заседание высокого уровня, для передачи в подарок книги высокопоставленным лицам, соседним государствам;

 практически бескорыстная финансовая помощь, которая была необходима при организации УЦ САНИ и, совершенно бескорыстная, при издании книг: «Идеи должны работать. Как использовать творчество каждого», «О ЗАКАЛИВАНИИ ОРГАНИЗМА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА (социология, необходимость, возможность, методология, методика, методы закаливания)», «Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты». Бесплатно вышло и в системе «Амазон» второе издание «О ЗАКАЛИВАНИИ ОРГАНИЗМА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА». Такое действие вызывает благодарность. Но, правда, я не получил даже авторского экземпляра. (Для справки, из интернета: Джелали В.И. О ЗАКАЛИВАНИИ ОРГАНИЗМА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА /Palmarium Academic Publishing/.-2019.-208с,издание 2-е, исправленное и дополненное. Издательский Дом: Palmarium Academic Publishing Веб-сайт: http://www.palmarium-publishing.ru/- из Гугла.

 знакомство с редакцией журнала, в дальнейшем опубликовавшей ряд важных, базовых статей;

 случайная встреча в метро со знакомым журналистом и его рекомендация, что позволило опубликовать в журнале «Вiче» (Верховного Совета Украины) статью об основах развития нравственности, в том числе на базе системы САНИ;

 совет одного из депутатов ВС - то, о чем надо написать для ускорения реализации системы САНИ. Послужил зернышком, из которого выросли две большие статьи (в соавторстве с академиком НАНУ);

 бескорыстное печатание рукописей статей и брошюры («О закаливании организма. Теория и практика. Социология, необходимость, возможность, методология, методика, методы закаливания», 144 стр.), первую и вторую версию, для подачи в редакцию, издательство,

 рекомендации важных, интересных статей, книг, обсуждение мыслей, идей, послуживших затем толчком для появления идеи САНИ, праздника Прометея, ставшие важными составляющими многих статей;

 помощь в публикация статей, издание брошюр. Последнее особо ценно – ведь иначе их бы и не было. Рукопись одной из них (о стратегии качественного развития космонавтики) пролежала у меня не один десяток лет. Как, впрочем, и некоторые другие статьи - тоже;

 рецензирование статей, книг, отчетов по договору;

 помощь в бухгалтерской отчетности, особенно когда был нулевой доход (свои необычные проблемы) и доброжелательный подход тех, кто принимал отчеты, …

Список, повторяю, бесконечный, как жизнь.
Однако, с привкусом, а то и с целыми «кусками» новизны, творчества, инициативы, душевности - живого, деятельного интереса. Но, повторяю, список, бесконечный.

Одна из текущих задач: не хватает популяризаторов, организаторов, предпринимателей (инновационно подготовленных, т.к. иначе они не способны воспринимать лично-социально очень важные и экономически эффективные идеи) – инноваторов, действующих на постоянной, а не случайно-эпизодической основе, технической и организационной помощи которой требуется все больше.

Не менее важен и результат любого помогающего (или отрицающего) действия. Независимо от видимого значения – тоже результат! Более того - помощь «мышки», повторим, может оказаться решающей, необходимой и потому высоко ценимой, а то и равнозначной помощи остальных.

Замечу, что в системе САНИ, благодаря введению в технологию и организацию ее деятельности «Паспорта идеи», для автора есть возможность заносить в него тех, кто помогает (можно и мешающих) и то, чем-как помогли. В выданном мне Паспорте, как автору системы САНИ, я записываю, с чувством большой благодарности, тех многих, которым я очень обязан и коротко, что конкретно сделано этим человеком. С тайной мыслью, что смогу и отблагодарить! Ведь все делалось и делается бескорыстно... Именно на этой-такой энергии Система все же растет, хотя в основном, только внутренне. Но, нет худа, без добра! - Это тоже очень надо!

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Конечно, проблема ИД нуждается не только в изложении сути такого вида деятельности и проблем, возможностей их решений, но желательны и соответствующие Выводы, Предложения.

Но сложность в том, что деятельные рекомендации вырастают из реальных возможностей, хотя, порой, они и кажутся нереальными, но на которые, если поступать со знанием дела и умело, можно рассчитывать, строить планы, предлагать, и, в конце концов, добиваться.

Однако, ситуация, несмотря на чрезвычайно острую и давнюю необходимость, некоторое осознание и даже популярность инновационного развития, недопустимо далека до действительно способной развязывать «гордиевы узлы» современности. Метод Македонского (мечом) ныне не просто не работает - он очень опасен! Проблемы-то остаются и заостряются-растут, а катясь быстрее, превращаются во все более разноплановый и грозный, быстро растущий «снежный ком» - вал. Традиционная инновационная сфера оказывается не способной не только решать личностные и социальные, самые разноплановые Задачи, но и ставить принципиально новые, связанные не только с преодолением проблем системного Кризиса. В том числе свзанных и с Задачей Созидания будущего, способного реализовывать и развивать многовековую Мечту о нем. Мечту лучших представителей нашей прекрасной Земли.

А надо не только умело и с душой (!) инициировать идеи, но и уметь их верно, вовремя оценить и развивать, реализовывать-использовать должным образом. Что невозможно при современном понимании и организации ИД, технологии ее работы.

Как показал опыт многих десятилетий, движение в этом/таком¹ направлении возможно и требуется как сверху, так и снизу. Т.к. обе эти возможности, они и их составляющие, глядя в целом, ИД. С поиском и опорой на конкретных людей, владеющих или с развитым инновационным талантом. Такое движение возможно и нуждается в многофакторном развитии. Говоря по-военному - на разных фронтах. Ускоряя, расширяя движение на более удачливом направлении. Что связано с конкретной социальной ситуацией и конкретными людьми, организациями, определяющими ее успех.

Основным Инструментом ИД, мы считаем, может и должна быть социально-личностная иновационно-нравственная система САНИ (специально предназначенная для обеспечения ИД), созданная и развиваемая на основе методологии стремления к системной полноте, и разработанных, связанных с ней, и определяющих эффективность-целесообразность ее деятельности и подсистем: Терминология (в основном и в большой степени готова), Закон об идеях (инновациях) (разработан и опубликован проект, опубликовано и обоснование его необходимости), Нравственная составляющая и основа, включающая

¹ - Такой, т.к. направление может быть вроде верным, однако качественные характеристики совершенно неверными. Это приводит к забалтыванию, бюрократизации. разочарованию, потере интереса, необходимой активности и гибели способности освоения важной, абсолютно необходимой, и все более жизненно важной, оставляющей личной и социальной жизни.

инициативную добродеятельность любого/каждого, Здравосозидание, Экономическая основа (на базе идей класса «знаю что»)¹ и др. Заметим - в Центрах САНИ предусматриваются мастерские, лаборатории, необходимые для авиды, инноваторов (включая детей и пожилых), зоны активного, системно полного, целостного отдыха и здравосозидания, специальная библиотека, а также помещения для общих собраний, представлений, лекций. Архитектура и эстетика здания и помещений тоже создаются и функционируют в инновационном духе.

Первичная основа и первейшая задача - освоение основ инновационной культуры САНИ, грамотности и умелости населения и руководства, поиск и создание возможностей реализации активности для любого желающего, благодаря развитию средств и лучшего освоения самой инновационной культуры.

Что включает в частности: - подготовку учебных пособий, например: Джелали В.И., Нелезенко Н.П., Соснин А.В., Кулинченко В.Л. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОХРАНЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ НОВЫХ ИДЕЙ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, НРАВСТВЕННЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ) (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ),- К.,-2012г..- 72с, Джелали В.И. Основы инноватики.- Інновації в сучасній школі в контексті діалогу педагогічних культур (практично зорієнтований посібник). – К.: 2012. – С. 60-68.- 353с.;

 научно-популярных материалов; мультфильмов², серьезных и комедийных, детективных, фантастических х/фильмов, памятников о людях и деятельности созидателей Человека и Человечного общества), стихов и прозы - поле необъятное и незасеянное;

 введение спецкурса по основам инновационной культуры в школах, ВУЗах, в специальных кружках при Дворцах детей и юношей;

 на основе системы и культуры САНИ, широкое развертывание деятельности молодежи по сохранению и развитию творческих результатов пожилых³, высоко оцененных акад. НАНУ И.Р. Юхновским и их могучих библиотек. Это предложение было горячо поддержана широко известным и высоко ценимым деятелем и ученым-педагогом к.и.н. И.И. Ермаковым;

 провести особую научно-практическую конференцию, предварительно собрав и подготовив деятельный актив и предварительный вариант Решения, Рекомендаций для её участников (и шире). Который потом, должен взяться за реализацию доработанных в ходе обсуждения на конференции и принятых на ней Решений, Рекомендаций. А сам бы пополнился активными участниками конференции и затем, обсудив договоренное, принял бы окончательный План развития и созидания ИД;

 продолжение работы по фундаментальным исследованиям инновационной сферы [6] и организации науки завтрашнего дня [7], учитывая всеобъемлющий и

¹ - Опубликованы также основы созидания, развития и деятельности нравственной составляющей, здравосозидания, экономической деятельности.

² - Кстати, Дахно В.А., с большим интересом отнесся к нашему предложению сделать серию о казаках, на основе включения ими их идей, или идей иных людей, в ткань жизни. Но, к сожалению, мы не нашли сценариста

³ - Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Духовно-инновационные аспекты социальной адаптации пожилых и молодых людей// Український журнал медичної технiки i технологiї. – №3-4. – К.: 2005. – С. 15-24.

- Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи – важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и социума// Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cuparticipare internationala, vol.3. – Chisinau: 2013. – C. 130-133.// Переиздана: Менеджмент и кадры: психология управлении, соционика и социология.-К.-№5-6, 2016.-http://maxpark.com/community/603/content/2245828 - режим доступа.

всех охватывающий характер ИД, особую, и личную, ответственность за будущее, за результаты и организацию ИД;

 если удастся организовать деятельное ядро - начать реализацию стартовых идей, для первоначального обеспечения ИД и функционирования системы САНИ;

 издать терминологический словарь ИД и системы-культуры САНИ.

Конечно, такой перечень можно и нужно продолжить. Однако, он

существенным образом зависит от конкретной ситуации - социальной и конкретно-личностной.

Взгляд на Рекомендации с иной точки зрения, изложен в Открытом письме Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Тарасова В.А. (О создании и развитии инновационной системы Украины. К концепции развития инновационной системы Украины)// Письмо Председателю комитета Верховного Совета по образованию и науке Самойлик Е.С.- Укр. журн. мед. техніки і технології.- К.:- 2006.- №3.- С.78-83).

В ИД очень значим результат любого помогающего (или отрицающего) действия. Независимо от видимого, осознаваемого значения – это тоже результат! Более того - помощь «мышки», даже ребенка, может оказаться решающей, необходимой и потому должна быть высоко ценимой, а то и быть равнозначимой помощи остальных. Поэтому и такой результат должен быть должным оценен морально, а то и материально.

А, следовательно, важнейшей особенностью ИД САНИ, во многом, а то и в главном отношении, определяющей дух, цели, смысл и направленность деятельности этой системы, а также качество ее результатов, зависящих, как от влияния самого процесса такой деятельности на участников, так и на качество производимой продукции¹, является объективная, и всё более значимая, необходимость в инициативной, и особенно, в душевной, бескорыстной деятельности. Ведь «подлинные творческие шедевры рождаются в единстве души и разума». (В. Зеланд Трансерфинг реальности.-2004.- С.185). Т.к. новорожденная авида, как и ребенок, повторим, объективно нуждается в отношении, основанном и исполняемым по методологии отношений, свойственной матери, в бескорыстной «материнской» заботе. В переводе на язык, отношения взрослых - именно такая деятельность, включающая такую методологию, а, следовательно, и методы, алгоритмы и организацию, создает условия формирования и развития добродеятельности, т.е. высокой и активной нравственности в процессе ИД! Конечно - помимо высочайшего, недостижимого иначе, уровня и человечности, даже более того - антропокосмичности [5], творческих результатов!

А вот бизнесу, производителю денег, инновации, а с ними и инноваторы, их непонятные и рискованные хлопоты, не нужны. Это заметил в интервью миллиардер М.Прохоров и, в своей статье, известные в Украине ученые к.т.н., д.э.н. Соловьев В.П., д.э.н., им. Г.М.Доброва (НАНУ).

к.ф.-м.н. Попович А.С. - сотрудники Института науковедения и производительных сил (название дано по его сути, что важно)

¹ - И этот спектр широк: зрелые авторы, инноваторы (см. Приложение) и идеи; инновации; новые услуги, изделия, системы, технологии.

Особое значение имеет и наличие действительной, эффективной возможности такой деятельности, которая способна давать личностно и социально жизненно важные результаты, на которые не способна существующая, действующая система. Инноваторы, в таком деле - предельно важный элемент жизнеспособности Жизни¹. Поэтому их ИД является очень значимым, а то и высшим уровнем важности и ответственности. Личной и общественной. Но(!), одновременно растет и степень, качество их действительной Свободы².

Более того, фундаментальный фактор нравственного бытия индивидов - «вопрос о том, каким образом единичный природный индивид развертывает себя как общественое существо, свои претензии на индивидуальное счастье соединяет с родовыми обязанностями», эту центральную проблему этики», вопрос, вызревший 2500 лет тому, и в разной форме, с разной степенью драматизма, мыслители мучительно искали пути решения этой проблемы (Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики, М.- Мысль, 1987.- 592 с., С.6), мы думаем, возможно, решить лишь в неразрывном союзе, симбиозе инновационной и активно-инициативной нравственно-духовной деятельности - добродеятельности. И делать это нужно, причем безотлагательно, уже сейчас. Однако, осознание этой необходимости и, тем более, сейчас, идет непозволительно медленно и даже попятно.

Но эта проблема «2500», пусть частично, т.е. не в полном объеме, решение которой тогда еще не вызрело, но, для очень многих, по существу успешно, была решена в Союзе. - В то время, когда и где мы растили страну (по принципу: «жила бы страна родная и нету других забот») и вместе с ней росли сами. Достигая, взаимных, замечательных результатов, которые были и остаются несравнимо выше мирового уровня в самых разных областях жизни и деятельности (судя по личным результатам, результатам многих моих друзей и по результатам деятельности УЦ САНИ, да и по мнению акад. НАНУ И.Р. Юхновского [Юхновский I.Р. «Проблеми модернiзацiï виробничоï системи Украïни// Прогнозування розвитку технологiй в Украïн (матерiали слухань у Комiтетi Верховноï Ради Украïни з питань науки та народноï освiти за участю представникiв комiтетiв з питань науки та технологiй палати лордiв та палати громад Парламенту Великобританiï.- Парламентське видавництво.-К.- 1998.- С.57-62.- 136с)].

¹ - Их воздействие и они сами, пожалуй, сравнимы с облаком и его благодатным дождем на зерна идеи и души, на возможности автора (творческие и многие иные, порой не менее важные). Да и на автора, на его инноваторов, такая ИД, в сотрудничестве с системой САНИ, оказывает благотворное влияние. (Например, подполковник в отставке разработал ряд важных изобретений, а об одном из них была большая статья в специальном меджурнале и заметка в газете «Зеркало недели», под рубрикой «Техника XXI века». А к.пед.наук написала и издала книгу, продолжила активно участвовать в педдеятельности.) Более того, появляются новые, раннее недоступные, неизвестные возможности - свобода «для», для созидания и себя, и общества. (В этом социальное отличие такого «облака», инновационного.) Что, конечно поможет реализации каждому важного вывода: - «Из всех услуг, которые могут быть оказаны науке, введение новых идей является самой важной» Дж. Дж. Томпсон (английский ученый, лауреат Нобелевской премии по физике, директор Института физики);

- Лишь в том случае, если индивиды в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества, окажется возможным решать порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях общественный прогресс». А. Швейцер (поэтому и для этого - создавать условия, личные и социальные).

² - Кстати о Свободе, и ее далеко непростом содержании, смысле. Это не только «познанная необходимость». См. Джелали В. Некоторые основные составляющие творчества и свободыII Матерiали VI наук.-проект. конф. «Творчість свободи як свобода творчості». – К.: НТУУ «КПІ».- 2002. – С. 20-21.

Но как выглядит ситуация в нынешние времена. Если стремиться смотреть целостно, системно полно.

ИД - превращается в Важнейший фактор, ранее не работавший с такой, совершенно иной, несравнимой с прежней, масштабностью, симбиозностью разных наук и систем, требований системной полноты наряду с глубокой специализацией, глубиной, фундаментальностью физических и биологических результатов, фантастических возможностей технических систем и их социально-личностной значимостью. При этом охватывая и определяя не только динамику развития всех и вся, но и Качество жизни, а даже Жизнеспособность Земной цивилизации. Поэтому обладает и первоочередной значимостью.

Всегда люди, организации, общество, «окружающие» автора, играли очень важное (хотя далеко не всегда позитивное) влияние, значение. Но возможности автора, авиды найти своего, родного душой инноватора (своего человека, организацию, способных, желающих понять и помочь чем могут) очень ограничены, при кажущейся бесконечности лично-социального пространства. Это показал и К.Э.Циолковский в работе «Гений среди людей», в том числе на примере Иисуса Христа.

Пока результаты творчества носили случайный характер и случайно, но не фундаментально, влияли на качество жизни, экономику и безопасность (личную, социальную и цивилизационную), а творчество не было заточено исключительно на хрематистику, влияние инновационной составляющей творчества не было столь значимым, даже решающим.

Однако, сейчас, и это общепризнанно - наука стала Главной производительной силой. Но уже производящей не только средства созидания и Жизни (развития и сохранения), но и средства огромной как разрушительной, так и разлагающей силы. Уместно напомнить: «Тому, кто не овладел наукой (и делом - авт.) добра, всякая иная наука вредит (и становится самым опасным из располагаемых средств - авт.)» М. Монтень. Тем более, если она, эта/такая наука, отключается от проблем и дела осознания созидающе-активной, деятельной нравственности, ее развития .

¹ - Джелали В.И.ОСОБЕННОСТИ ДНЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ// ПРОБЛЕМИ І ПЕРСПЕКТИВИ ІННОВАЦІЙНОГО РОЗВИТКУ ЕКОНОМІКИ В КОНТЕКСТІ ІНТЕГРАЦІЇ УКРАЇНИ В ЄВРОПЕЙСЬКИЙ НАУКОВО-ІННОВАЦІЙНИЙ ПРОСТІР .- Матер.ХХIV Міжн.наук. - практ. конф..- м. Одеса, Україна, 19-21 червня 2019 р.-.К. Видавницвво «Фенікс» .-2019.- С. 230-234.. https://stepscenter.org.ua/wp-content/uploads/2019/07/Zbirnyk-Odesa-2019.pdf (сборник) https://stepscenter.org.ua/wp-content/uploads/2019/07/Zbirnyk-Odesa-2019.pdf

э/ресурс: https://space-future.blogspot.com/2019/08/blog-post_90.html - вторник 20.VIII. 2019 г. Переиздана: Вiсник єдностi, Випуск №206, Червень 2021 с.12-14

А не формирует, вольно и невольно, разлагающе-пассивную.мораль. Т.к. опирается исключительно на принципы, основанные на нравственной заповеди «Не делай…!» (важной для детства человечества, но не достаточной и даже мешащей для зрелого, обладающего возможностями близкими к божественным) и деловой: «Делай деньги!»¹

Что же получилось в результате? «…научное мышление свергло бога, но вообразило себя творцом человеческой цивилизации, хотя на самом деле было и остается в лучшем случае помощником.

Помощником умным и могучим, если ученое сословие достаточно хорошо поняло свою действительную роль в развитии всей человеческой культуры и действительную роль действительно выполняет (а также имеет такую, реальную возможность выполнять такую роль, которой они сейчас практически не располагают - авт.).

«Помощником» - в кавычках – в тех случаях, когда его работа начинает руководствоваться ложным самосознанием, т.е. ложным сознанием своей роли и функции. ... В таких случаях научное мышление, оставаясь формально «научным», оказывается соучастником весьма и весьма темных дел и затей, направленных против прогресса, а тем самым и против самого себя… В таких случаях оно и попадает в итоге в ложное положение – в положение не только «соучастника», но и главного виновника, главного преступника и единоличного ответчика… …выход состоит в том, чтобы …обрести трезвое «самосознание» - объективное понимание действительной роли, действительных возможностей мышления (и деятельности, необходимо требуемой для нормального движения творческого результата - авт.), а потому и действительных пределов силы науки…

Прежде всего, это означает, что наука (тем более отдельная наука…) вовсе не всемогуща и не всеведуща, а потому не имеет права возлагать на себя все титулы прежнего, опрокинутого бога. На место свергнутого бога не следует водружать нового с такими же атрибутами «всеведения» и «всемогущества». …наука (научное мышление), есть на самом деле не творец и автор всего ¹Говоря, о Франклине, как об одной из вершин американской науки и культуры М.Вебер («Избранные произведения»), заметил: «Все нравственные правила Франклина имеют, правда утилитарное обоснование: честность полезна, ибо она приносит кредит, также обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью - все эти качества именно потому и являются добродетелями. Из этого можно заключить, что там где видимость честности достигает того же эффекта, она вполне может заменить подлинную честность - ведь вполне можно предположить, что тв. глазах Франклина преизбыток добродетели - лишь не нужная расточителность и, как таковая, достойна осуждения»

совершающегося, а лишь образованный референт-ответчик при действительном «творце истории» - при человеке, понимаемом как «совокупность всех общественных отношений», как действительный конкретно-исторический «ансамбль» всех реально живущих, т.е. реально творящих жизнь индивидов (выделено – Э. Ильенковым). (Ильенков Э. В. Философия и культура. – М.: ИПЛ. – 1991. – 464с). (Но для этого вместе с народом и для народа надо создать необходимые условия. Об этом - ниже).

Если это так, если наука «…не творец и автор всего совершающегося, а лишь образованный референт-ответчик при действительном «творце истории» - при человеке, понимаемом как «совокупность всех общественных отношений», как действительный конкретно-исторический «ансамбль» всех реально живущих, т.е. реально творящих жизнь индивидов»). А так оно и есть, и так должно быть. И это показывает-доказывает и Э.Тоффлер). Однако, тогда становится очевидным то, что остался нерешенным, и даже не постав лен вопрос - как этот процесс организовать, какая технология и дух его проведения, как его вести, имея дело с самым сложным и тонким результатом - творческим! И с Автором, с его не простой душой и состоянием мыслей. Ведь это долг и дело инноватора. Но, обычно, в массе своїй, совершенно не подготовленного. Обычно не знающего об этом и более того, даже ещё более того - практически совершенно не обеспеченного. Тем более для такой, очень не простой и ответственной деятельности. Т.е. он , как правило, располагает минимумом возможностей, даже крайне необходимых. И в то же время, «...даже выдающиеся умы нужда­ются в механизме сбора, оформ­ления, продвижения и распреде­ления плодов своей деятельности. Только организация способна при­дать процессу последовательность и непрерывность. ( Т. Стюарт Богатство от ума: деловой, интеллектуальный бестселлер// Минск: Парадокс. - 1998. – 346с.). Нуждается и Инноватор. Организация нормального обеспечения его ИД - важнейший и первейший долг страны и его граждан. Всего мира - в конце концов. Кстати - об этом мы писали в ЮНЕСКО и даже получили заинтересованный ответ.

Тем более, что т.к. наука действительно стала Главной производительной силой, поэтому определяющими становятся и производственные отношения в сфере наука-человек-общество. А конкретней, именно в точке роста, которая определяется словами, корневыми явлениями: авида-инноватор. Конечно, «погруженные» в общество.

Поэтому подчеркнем. Еще мудрый Н.Гоголь заметил: «Бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого». Тем более, что до сих пор, речь шла и идет о том, что будущим занимаются практически исключительно философы (см., например: «Стратегтия выживаёния. Космизм и экология».- Фесенкова Л.В. (Ред.).-изд.3.-2012г). Но, как заметил К. Маркс, «философы лишь различным образом объясняют мир; а дело заключается в том, чтобы изменить его»¹ (сейчас уже надо уточнять, добавить: к лучшему для всех и каждого - авт.). Т.е. речь должна идти о его Созидании, а не о надежде на волю случая.

Нельзя не понимать-учитывать - дело созидания уже невозможно без равноправного, сейчас даже опережающего, руководящего участия инженера-конструктора, в органичном сотрудничестве с исследователями и, в частности, - с философами, которым, что очень важно, должно быть свойственно видеть наиболее общее, целостное и дальнее. Их деятельность и результаты нуждаются в соответствующей, для такой деятельности, инновационной системе и, особенно, прежде всего, в системе, а с ней и в культуре САНИ [7]. Тем более, что отношение к такому проекту, который будучи единичным (напомним, по Э.Ильенкову), по сути и необычности появления, напоминает и требует учета того, что «…переход «единичного и случайного» во «всеобщее», отнюдь не редкость в истории, а скорее даже и правило. В истории – и не только человечества с его культурой – всегда происходит так, что явление, которое впоследствии становится всеобщим, вначале-то возникает именно как единичное «исключение из правила», как аномалия, как нечто частное и частичное. Иным путем вряд ли и может возникнуть хоть что-либо новое. История имела бы весьма мистический вид, если бы все новое в ней возникало разом, сразу, как «общее» для всех без исключения, как внезапно воплощающаяся «идея». (Э.В.Ильенков Философия и культура – М.: ИПЛ. – 1991. – 464с.)

¹ - Все же заметим. Были времена, когда философы-мудрецы созидали и государства. И достигли в этом высоких результатов! Ликург - Спарту, Солон - Афины. Пробовал созидать и Платон. Почему это направление угасло - об этом уже особый разговор.

Мысли и дела Древних Греков для нашего Будущего

(Их Рекомендации Созидателям будущего, всем - из Бессмертной юности человечества)

  ...Прометей. Прозорливее прочих, он понял, что не в беспечном наслаждении (райские кущи - авт.), а в многотрудном совершенствовании цель и смысл жизни Ф.Ф. Зелинский,

(Сейчас - основной интерес, цель - смысл жизни - именно беспечное наслаждение, комфортное существование. Наша задача - дать возможность и смысл в многотрудном совершенствовании - или не так!? - это полезно , важно связать - греки - Афины, а не Рим и его духовные наследники - основа, составляющая будущего)

  Истинное бытие, истинная реальность есть только бытие моральное Сократ.

(Укрепить зту базовую мысль именем Сократа, и опять привлечь внимание к Афинам - разве это не нужно для сверхзадачи статьи!?)

  Становление греческой культуры сопровождается открытием все более широкому кругу людей и, в конце концов, всему демосу, в духовный мир, бывший ранее привилегией военной аристократии и духовенства. Знания, нравственные ценности, техника мышления выносятся на площадь, подвергаются критике и оспариванию Ж.-П. Вернан

(И опять, уже в общем плане - убрать привилегии верхов, в том числе и в науке-технике /исследовании-созидании/, и дать, привлечь народ к творению истории, науки, техники, к культуре созидающего духа. - Тоже сверхзадача дня. И народу - понять необходимость активности и создания возможности для созидающей, а не разушающей активности. И личной-семейной и коллективно-социальной? Действуя, живя по методологии философского, а не «хлебного» ума (по Ф. Шиллеру)

  Показательным является опыт древних греков в форме совместного поиска и совместно принятого мудрого решения. «…отношения многих к единой мудрости представляют народные собрания и всякие совещания, на которых все присутствующиевсегда имеют в виду лишь одно – прийти к одному мудрому решению: тут каждый в отдельности как-будто не способен мудрствовать, а, собравшись вместе и соединившись в рассуждении об одном и том же, все порождают, а точнее находят одну для всех мудрость, т.е. одно всем являющееся, как самое мудрое, решение». Плотин

(Как эффективная, совершенно необходимая методология поиска мудрого, целостного решения - именно такой подход - необходим в деятельности инновационного Центра! А не только в узком кругу!)

  «Праздники были, можно сказать, цветом жизни для афинянина. Греческая религия имеет полное право на имя первой и единственной в истории человечества религии и, как её продолжение-развитие, мировоззрения радости. (Они даже приветствовали друг друга словом «Хайре!» (Радуйся!) - авт.) Но греческие праздники всего менее были «праздниками» в нашем смысле слова, т.е. днями праздности. Согласно вообще положительному характеру своей этики, эллин был органически неспособен признавать какую-либо заслугу за бездельем, для него праздник был днем не праздности, а, наоборот, кипучего труда, но только не ради наживы, а ради прославления богов и возвышения собственной души». Ф.Ф. Зелинский

(А это очевидно - раз предлагаем Праздник Прометея - просто просится. Тем более с предлагаемым понятием, целями и задачами Праздника Прометея)

Примечание

Инновационное развитие – фактически имеет несколько смысловых, функциональных значений:

I. – развитие инновационной сферы социального и личного характера, включающее инициацию, исследование, создание, совершенствование, функционирование и системно, качественно полное развитие всех ее составляющих по всему инновационному циклу;

II. – развитие авиды от инициации ее зарождения до генерации идей, возможно новой информации, информации о ней и далее до полной физической, лично-социальной и коммерческой реализации;

Матерiали VI наук.-проект. конф. «Творчість свободи як свобода творчості». – К.: НТУУ «КПІ».- 2002. – С. 20-21.

III. – развитие любой сферы, ее части, особенно основанное на качественно новых решениях;

ІV. – общее развитие на основании максимального, первоочередного использования (высшей, т.к. она не только способна действительно решать задачи дня, но и имеет возможность их реализовать, а более того - способна достойным образом работать с будушим, с созидающим процессом) инновационной культуры.

V. - развитие личностное (личной инновационной культуры, инновационно-нравственной социальной и личностно-семейной деятельности).

Специально отметим особенности инновационного развития в плане образования-обучения, просвещения (VI), где оно должно быть реализовано в

шести основных направлениях:

• как специальный личностно-социальный механизм само и социального (и коллективистского) развития, реализации личности, т.е. школьника-студента, школьного-вузовского коллектива, их близких и родных;

• как предмет изучения, практического освоения инновационной сферы и соответствующей инновационно-нравственной деятельности;

• как динамическая социально-специальная составляющая специальных учебных предметов в общеобразовательной школе и учебных дисциплин в высшей школе, наук (физики, химии, философии, истории, литературы и т.д.);

• как освоение новых педагогических и просвещенческих методологий, методик, концепций, технологий, систем, приемов, …;

• как методология и средство практического освоения научных знаний и умений;

• проведение Праздника Прометея [8,9], как начала, синтеза и итогов творческой, инновационно-нравственной, личностно-социальной деятельности, как способ привлечения к ним новых активных участников и пользователей ее результатов

Как праздник Созидания Будущего, деятельно-созидающей Красоты, Гармонии, Добра, Истины. Как один из интегралов - Синергии. Как наглядного, яркого и синтетического результата инновационной и творческой деятельности на основе и в условиях действительной многофакторной синергии. Которая возможна только при условии душевности инновационной деятельности всех и каждого. (Т.е., когда главное - Ценности, а не цена!).

Предлагаемая система может [10,11], «...должна явиться источником создания новых, замечательных форм жизни, создания такой окружающей среды, которая бы способствовала реализации каждой личности, заботились бы о самооценке и чувстве собственного достоинства каждого человека и предоставляла бы каждому возможность дозреть до независимости, а затем, постепенно, и до взаимозависимости... Разве не может синергия создать новый сценарий для грядущего поколения - такой, который бы в большей степени ориентировался на служение и позитивный вклад и был менее эгоистичным, нацеленным на соперничество; который бы отличался большей открытостью, большим доверием, большим желанием дать и был бы менее покровительственным, оборонительным и расчетливым; который нес бы в себе больше любви и заботы, и меньше собственнического чувства и стремления судить?» (Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. Кови Стивен Р. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.- 375с.- С.280)

Творческий и Инновационный результат (ИР). 
 Например: 1. - вопрос, постановка задачи, проблемы; 2. - их творческое решение – идея, эскиз устройства, патент, статья, написанная, опубликованная; 3. - чертежи устройства, эксперимент, модель устройства; 4. - введение результата в информационную систему, популярное изложение и художественное освещение, оформление результата; 5. - редактирование и совершенствование статьи, организация развития и реализации инновации; 6. - находка нового объекта, наблюдение нового явления; 7. - особые состояния, возможности социума и личности (например: организма, психики); природы и многое другое.

Инноватор – активный (а нередко пассивный, невольный) участник процесса зарождения и развития, созидания идеи. Начиная от момента инициации и дальше: обнаружения, генерации и развития авиды, до состояния максимальной развитости и наибольшего, наилучшего использования и консервации. К ним относят специалистов-экспертов, энтузиастов, заинтересованных физических и юридических лиц и даже людей, случайно включенных в этот процесс, в том числе членов семьи. В качестве инноваторов профессионалов, можно назвать специалистов: - по инициации, сбору, приему, сохранению и защите идей; - ведущих конкретной авиды; - специалисты по инициации, оценке, социализации, разработке, развитию и популяризации, пропаганде, оформлению, продаже,…

Далеко не всегда это свойственно и автору¹. А с учетом случайных, периодических участников инновационной жизни-деятельности, интегрируя и говоряцелостно – Все! От «бабки» до «маленькой мышки», без которой инновационную, часто долго растущую и многосложную, «репку не вытащить»! Причем градация может быть не только по значимости в инновационном деле, но и по лично-социальному статусу.

Поэтому важно заметить: не целесообразно автору присваивать новое имя. Есть очень важный участник инновационного процесса, деятельности без которого автору не обойтись. И это не случай, а система, незаменимая основа и условие нормальной созидающей, творческой и инновационной жизни. Конечно, в большой степени и автор - инноватор, это логично. Но важнее иное – он автор и это много больше. А его вольные и невольные помощники - это их титул, их звание, высокий долг!

Активизация авиды. Речь идет о разноплановом развитии авиды, нуждающемся в самых разнообразных специально­стях, талантах, возможностях, зачастую непредсказуемых (но с включением, нередко обяза­тельным, нравственных и

¹ - Дело в том, что опыт деятельности УЦ САНИ показал наличие и пассивных авторов, совершенно не склонных заниматься своими идеями. Такими бывают генераторы идей, которые располагают значительным количеством интересных наработок творческих свойств), и тоже, зачастую непредсказуемых, людях и организациях. (И в этом сложность организации ИП). В конечном счете, включается весь спектр освоенных людьми, социумом видов деятельности и специальностей, умений, знаний. Или соз­даются новые. При этом, конечно, требуется сотрудничество, помощь, которые очень важны, совершенно неоценимы для развития авиды - будь это помощь «бабки» или «мышки». Т.к. без них очень и очень многие авторы «свою» «репку» не только не вытянут, но и не вырастят. Не доведут до стадии реализации идеи - ни коммерческой, ни иной, личностно-социальной. Ведь инновации могут быть нужны и для конкретной личности....

Литература

1. Джелали В.И. Знание того, что делать (know what) – особо важные и трудные инновации// Iнструментальний свiт.– ІВЦ «АЛКОН» НАНУ.- №2.– 2003. – С.38-40; №3.– 2003. – С.38-40

2. Джелали В.И., Моисеенко В.В. Радикально новые коренные лично-социальные технологии – основа эффективного и прогрессивного развития социума и личности// Соціополіс в Україні (від ідеї до практичного втілення). – Матер. н.-пр. конф.– К.: 2000.– С.142-149.-208с.

3. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Инновационная информатика – сущность и структура// Мiжнароднаконф. «Сучасна інформатика: проблеми, досягнення та перспективи розвитку (тези доповідей) (присвячена 90-річчю від дня народження акад. В.М. Глушкова).- К.: Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАНУ.- 2013.- С.224- 226.- 316с.

4. Джелали В.И., Моисеенко В.В. Условия и средства эффективного решения экологических проблем// Український журнал медичноїтехнiки i технологiї.- №3-4. – К.: 2005. – С. 60-68. Переиздана: Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология.- Международный научно-практический журнал.- К: 2016.- №9-10.- С.27-33. Э/доступ (с рецензией д. филос.н. Н.Н. Киселева):


5. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Антропокосмизм Н.Холодного – концептуальная основа инновационно-нравственной деятельности// Материалы ХII Межд. н.-пр. конф. «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики». – К.-Херсон - Симферополь. – 2007. – С. 194-198. Переиздана: Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология.-Международный научно-практический журнал.- К: 2015.- №1 (145).- С.16-23э/доступ: http://space-future.blogspot.com/2015/01/blog-post_14.html

6. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Кислов В.В.Методологии фундаментальных исследований инновационной сферы// Стратегiя розвитку України. Науковий журнал, №1-2. – К.: Книжкове видавництво НАУ. –2007.– С.315-334

7. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУКИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ// Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология.- Межд. научно-практ. журнал.- К: 2019. 1-я часть №1-2.- С.23-37; 2-я часть №3-4.- С.35-47

8. Джелали В. И., Ермаков И. И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI века// Iмiджшколи на порозi ХХI столiття (практично зорiєнтованийпосiбник) – К.: 1999. – ч. II. – С.17–41; Переиздана: Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология.- Международный научно-практический журнал.- К: 2015.- №3 (147).-С.52-60 И еще: интернет-газета «Русский мир. Украина», 14-08-2010, 19:31 Режим доступа: http://russmir.info/kul/742-cvet-vysshego-duxa-xxi-veka.html

9. Джелали В. И., Недялков Г. Ф. ПРАЗДНИК ПРОМЕТЕЯ. ОБОСНОВАНИЕ, ПРОГРАММА// INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SCIENCE AND EDUCATION Abstracts of I International Scientific and Practical Conference.- Athens-Greece.- 29-31 March 2020.- С.337-345

10. Джелали В.И. Об инновационной парадигме и позитивном использовании социального и личностного потенциалов// Инновации (журнал об инновационной деятельности).- С.-Петербург.- № 12 (218).- С.14-15.- декабрь.-2016.- режим доступа: http://www.maginnov.ru/ru/zhurnal/arhiv/2016/innovacii-n12-2016/

Переиздана: Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология.- Межд. научно-практ. журнал.- К: №3-4 2020г.- С.43-45; (С Литературой!)

Переиздана: Журнал "ВЕСТНИК ЕДИНСТВА" №205 С.13-15, 2021г. Эл. доступ: https://drive.google.com/file/d/1YZSubNlNEfGTD3m5qv7kGLn9SlHJbmHp/view

11. Джелали В.И., Остапенко Л.В., Легастов В.Г. Об основной, первоочередной задаче современности// Матеріали VI Всеукраїнської н.-пр. конф. "Глушковські читання" (13.12.2017) "Цифрова революція в соц.-ек. сфері: історія і перспективи".- Киев.- КПІ ім. І.Сікорського.- 2017.- С.51-54.- 166с. э/доступ: http://incyb.kiev.ua/wp-content/uploads/2019/03/21.pdf   http://innovation-dream.blogspot.com/2018/05/blog-post.html


Джелали В.И., Недялков Г.Ф.
11.12. 21.











Комментариев нет:

Отправить комментарий