среда, 12 декабря 2018 г.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ


У Маяковского в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» есть такие строчки:

«и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»».

Опоздавшая в марафон молодая женщина от неловкости так старалась показать, что сразу включилась и все в происходящем ей ясно, что, казалось, сразу оглохла и отупела. На лице ее застыла гримаса недовольного удивления, так что смотрелась она той самой «глупой тарелкой», которая ничего не понимает, и делает вид.

Я же, напротив, знал опоздавшую человеком неглупым, разнообразно грамотным, Маяковского она любила и стихи эти знала наизусть.

Я вспомнил, что она мама трехлетней дочки и спросил:

- В чем разница между тем, как «удивляетесь» сейчас Вы и как удивляется Ваша дочка?

- Что? – переспросила женщина, выбирая удивиться вопросу или остаться в трансе.

Видя, что она выбрала вернуться в реальность, переспросил:

- Чем отличается удивление Вашей дочки от удивления «глупой тарелки» у Маяковского?!

Женщина удивилась вопросу. Ожила. Собственно, моя задача – вернуть ее сюда и самой себе – была выполнена. Вопрос потерял для меня актуальность. Но молодая мама, приняв его всерьез, взялась отвечать.

Ее ответ стал мне интереснее моего вопроса. Вот он:

- Дочка, удивляясь, открыта и открывает вопрос. Ей интересно, - предчувствуя смысл ответа, я едва сдержался, чтобы не проговориться: «как Вам теперь, наконец-то!». - Вопрос расширяет ее пространство. И предмет для нее становится все более глубоким. А тарелка закрыта. Она отталкивает вопрос. Ее «что это?» – не вопрос, а утверждение: «что за глупость вы все говорите?!». Тарелка возмущена непорядком. Для нее все, чего она не знает или не понимает, глупость и не существует…

- Как для Вас, все, что происходило здесь до моего вопроса?! – не удержался я, чтобы не съязвить.

- Ну, да. – неожиданно, радостно рассмеялась моя собеседница. - Спасибо Вам! Я, в самом деле, уже боялась, что выпала окончательно и зря пришла. Спасибо!

ПОКРАСС М.Л.

Комментариев нет:

Отправить комментарий