воскресенье, 26 апреля 2020 г.

О ПРОИСХОДЯЩЕМ РЯДОМ И ВОКРУГ


О САМОМ ТРУДНОМ, А СЕЙЧАС И САМОМ НЕОБХОДИМОМ ШАГЕ ...

Я на стороне тех, кто хочет изменить ситуацию, мир, это общество, которое постепенно лишается идеалов подлинных, настоящих идеалов.
 - 
Андриано Челентано, «Эпока» Милан «За рубежом», №35,91г. 

А я предпочла бы небольшую квартирку, немного мебели, но чтобы жить в любви. 
- Бренда Лэнгстраат, туристка США, после посещения Букингемского дворца. «За рубежом»,№35, 91г. 

Программа цивилизации провалилась. Совесть потерпела крах.  - «Шпигель», Гамбург, 93г. 
*   *   *
Совесть – вот «бог» способный преобразить мир. С этой мыслью Сократа, героя разума и великого святого мировой философии, невозможно спорить, тем более, что и историческому опыту возразить нечего. Этическое действительно таит в себе высшую правду и высшую целесообразность. Однако, дела с этой самой совестью, с нравственным прогрессом обстоят, очень мягко говоря, неважно. 

У нас это происходит на наших глазах. Еще в 1990 г. акад. Д. Лихачев обозначил ситуацию в стране как нравственный Чернобыль». С тех пор видимо взорвались еще несколько нравственных чернобылей: густой мат – даже в метро, в стенах вузов (ранее в Киеве даже на улицах – исключение), взрывной рост уголовной преступности (и прежде всего детской !), массовая торговля телом, наркотиками, постоянная и непрерывная реклама насилия, алкогольных напитков, курения, власти только силы кулака, наглости, и денег, приоритет торговца перед производителем, ученым, конструктором, поп – антикультура со своими «черными звездами». И непрерывная демонстрация того, что даже для слонов сочли неудобным… Все это в таких взрывных пропорциях, что даже рабочие труднейших профессий не выдерживают. 

Но, если бы это было присуще только «совкам» (бывшим советским людям) ! Что же происходит в остальном мире? Становимся мы выродками или приобщаемся к ныне действующим, набирающим определяющую силу духовным ценностям? Не их ли имел в виду М.С.Горбачев. Судя по фактам и общемировым тенденциям - так оно и есть... 

В замечательной книге «Культура и этика» лауреат Нобелевской премии, прототип Доктора Айболита, человек, посвятивший всю жизнь нравственному прогрессу человечества, А. Швейцер, излагая свою этику благоговения перед жизнью и защищая требование сделать нравственное совершенство конечной целью культуры, т.е. материального и духовного прогресса, как индивидов, так и всевозможных сообществ, дает оценку состояния культуры. Приведем только несколько характерных мыслей. 

  Решающее значение этического начала ускользнуло от нас. В то время как в греческой, китайской, индийской, иудейской культурах прогресс в материальной сфере постоянно отставал от этического. В эпоху Возрождения шел параллельно, как бы соревнуясь, а затем случилось ранее невиданное. Силы этического прогресса иссякли. И постепенно наше время, для которого стало характерно бездумье, пришло к убеждению, что культура состоит преимущественно в научно– технических и художественных достижениях и может обойтись без этики или ограничиться ее минимумом. В крайнем случае считают, что это дело далекого будущего. Эта концепция приобрела свой авторитет в общественном мнении, т.к. ее придерживались (ются) люди, которым по-своему положению в обществе и науке полагалось быть компетентными в духовной жизни. 

 Сейчас уже для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идет полным ходом. 

  Являются ли крупные города культурными центрами, в том смысле, что в них зарождается идеал человека, поднявшегося до уровня духовной личности? Положение дел таково, что подлинную культуру необходимо спасать от духа растления, исходящего от больших городов и их жителей. Театр уступает место кабаре, а серьезная литература - развлекательной. Последнее по существу становится одной из главных основ культуры. 

 Журналы и газеты вынуждены считаться, с тем фактом, что они могут преподносить что–либо читателю лишь в предельно доступной форме. 

  Надо сохранять способность надеяться в условиях, когда не только светские и религиозные институты и корпорации, но и люди, считающиеся авторитетами, неизменно оказываются не на высоте, когда ученые и деятели искусства выделяются на фоне бескультурья, а знаменитости, которые слывут мыслителями, в решающих вопросах предстают только как заурядные писатели и члены академий. На земном шаре уже не осталось в резерве девственных, потенциально одаренных народов. Все они больны нашей болезнью. 

 Апрель 1991 г., Россия . По данным ВЦИОМ 31 % опрошенных отметили резкое падение нравов: 45 % - насилие и жестокость, 40% - безразличие к судьбам окружающих. 32 – стяжательство , жажду наживы и т. д. 

ФРГ, по материалам «Штерн»(1991 г.); 

«Социальная терпимость» ко лжи возрастает соразмерно с уровнем дохода и образования. Страна окончательно распрощалась с такими качествами национального характера, как верность данному слову и честность, чисто немецкими добродетелями воспетыми в народных песнях. 

Первая заповедь теперь; «Обогащайтесь» 

 Вдвое уменьшилось число тех, кто « ни при каких обстоятельствах» не потерпел бы мелкого хищения на рабочем месте. А что касается «честных» в прямом смысле слова, то таковые вообще вымирают; чем моложе опрошенные, тем охотнее они одобряют мошенничество и обман, 

США, материалы западных СМИ. 

- « Дейли Мейл», Лондон, 1993 г. 

 Традиционная военная доктрина Америки (суть ее) – максимальное использование силы во имя подавления и многократного уничтожения. Граждане США взращены на вере и убеждении, основанной на простой формуле : сила есть право. 

Будничная жизнь в США буквально насыщена враждебностью и яростными столкновениями и конфронтациями. 

- «Цайт». Гамбург, 1991 г. 

 Америка превратилась в крупнейшего в мире должника. Частная. местная и 

государственная задолженность Соединенных Штатов достигла суммы в 12 триллионов долларов, что в два раза превышает размеры ВНП. 

Бедность, насилие. преступность, наркомания и отсутствие надежды отравляют будни многих американских школ. Каждые 7 мин. арестовывается один подросток за хранение наркотиков. 135 тыс. школьников регулярно приходят на занятия с пистолетами. Один из каждых восьми американских детей в возрасте до 12 лет ложится спать голодным. 20 млн. американцев питаются за счет бесплатных обедов. 

- «Ньюсуик», Нью-Йорк 1991г. 

 Умопомрачительная враждебность по отношению к женщине – отличительный признак поп - культуры сегодняшнего дня, и все это просто отвратительно.. 

К 18 годам средний американский ребенок уже просмотрит по телевидению 200 тыс. актов насилия. Одна из самых главных причин серьезной агрессии - влияние сцен насилия в средствах массовой информации, воздействующее на все социально – экономические уровни, на оба пола и все уровни интеллигентности. 

Ни одного фильма, снятого с целью заклеймить изнасилование. Ни одного не смакующего, сам факт жестокости. 

Так что пока в конце туннеля не наблюдается никакого просвета. Один только страх... 

- «Ньюсуик», Нью – Йорк, 1993г. 

 По мнению работников правоохранительных органов и учреждений, занимающихся изучением и профилактикой социального здоровья, в последние пять лет разразилась самая настоящая «эпидемия подросткового насилия», распространяющаяся от центров городов к окраинам. Все больше и больше серьезных преступлений совершают все более зеленые юнцы и девочки. Насилие становится образом жизни. 

Насилие в среде подростков является в нашем обществе уже едва ли не нормальным явлением.  

В этой накаленной атмосфере насилия нормальные правила общественного поведения уже не имеют хождения. По мере того, как традиционные средства социальной поддержки и воспитания - семья, школа, община - сдают свои позиции. 

- « Тайм», Нью–Йорк. 1991 г. 

 Успех Стивена Сигала - еще одно доказательство того, что обычный зритель по- прежнему в восторге от дешевых суперстрастей и супергероев. Это в свою очередь, объясняет, почему Голливуд продолжает «накручивать» трагедии, кровь льется неудержимым потоком….. Его фильмы - банальная демонстрация мускулов. Наш герой «щелкает» злодеев, как семечки. Сами фильмы представляют собой мешанину из мордобоя. 

- «Штерн», Гамбург. 1992 г 

Если доходы среднего сословия за последние десять лет увеличились на 44%, то прибыль американских миллионеров подскочила на 2184%. А беднейшие 10% населения стали еще беднее на 10% 

Бывший морской пехотинец решил заняться «спасением детей, сколько «удастся». 50 банд по 50 – 60 человек в каждой, терроризируют местность. Он уговаривает подростков, отбирает у них оружие, пытается устроить на работу. Иногда его одолевают сомнения, особенно когда он наблюдает за школьниками, выходящими из школы - в целях безопасности ее огородили колючей проволокой. (Страна превращается в ГУЛАГ!?—авт.) Разве в таком окружении может вырасти нормальный человек? 

- «Ньюсуик», Нью – Йорк, 1992 г. 

 Мы начинаем сознавать, что даже огромное богатство не в состоянии решить наши социальные проблемы. 

Наше общество в чудовищных язвах: глубоко въевшаяся безработица, усиливающееся расовое противостояние, разваливающиеся семьи, умопомрачающие бюджетные дефициты, глубокий духовный кризис. Наше общество сегодня – это общество насилия, пропитанное преступностью. Американцы опасаются появляться на улицах после наступления темноты. Миллионы из них вынуждены были поставить решетки на дверях и окнах. (Страна - ГУЛАГ. – авт.) У нас больше всего фактически неграмотных по сравнению с любой другой промышленно развитой страной. - Росс Перо. Техасский миллиардер. независимый кандидат на пост президента США, «Вашингтон пост» ). 

На первый взгляд причина неудовлетворенности ясна. У нас дефицит процветания. 

Но более существенная – более горькая – истина в том, что процветание вообще не способно оправдать всех наших ожиданий. Это вовсе не социальный стабилизатор, каким мы его представляем. Ибо экономический рост, создание новых производств и технологий могут стать разрушительной силой, порождая неуверенность, вызывая глобальную и внутреннюю конкуренцию. Наконец, социальные проблемы, например, преступности, процветанием не излечишь. 

- «Ньюсуик», Нью – Йорк, 1992 г. 

 Любопытно: те у кого меньше, дают больше. В Америке всегда готовы помочь тому, кому приходится хуже, чем тебе. И чем ниже место на экономической лестнице, тем более справедливым выглядит это утверждение. Наиболее активен рабочий люд. Когда настают трудные времена, очень состоятельные первыми воздерживаются от пожертвований. С другой стороны, люди, имеющие меньше доходы, принимают большее участие, ибо им лучше известно, что значит потерять жилье или работу. 

АНГЛИЯ. 

- «Санди –Таймс», Лондон, 1993 г. 

Ситуация в некоторых районах Британии развивается по американскому образцу и множится число людей, лишенных морали, необразованных, не признающих законов и не имеющих никаких связей с остальной частью общества. 

— То, что осуждают прогрессивные комментаторы явно лежит за пределами ответственности «юнцов». Пока в этот список вошли: - нищета, или даже - «мучительная нищета», безработица, а лучше – «беспросветная безработица», 12 лет правления консерваторов, социальная напряженность, отсутствие инфраструктуры, плохие жилищные условия, отсутствие сдерживающей морали, … 

- «Обсервер», Лондон, 1992 г. 

 Все больше свидетельств, что тезис, согласно которому люди, став богаче, с готовностью будут увеличивать свой вклад в благотворительность, не оправдал себя. 

(Джордж Кэри, архиепископ Кентерберийский) 



Материал подготовил В. Джелали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий