пятница, 21 апреля 2023 г.

ЧТО МИР ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ



Идеологи глобализации говорят о том, что глобализация даёт возможности абсолютно всем… Не нравится тебе в своей стране, ты можешь поехать в другую страну и начать там карьеру. То есть мир открыт абсолютно перед всеми. Но на самом деле, естественно, это лукавство. Потому что именно глобализация резко усиливает разрыв между богатыми и бедными, и между теми, у кого есть возможности, и у кого их нет.

Неслучайно Зигмунт Бауман в работе о глобализации написал: «Да, многие люди, которые раньше не имели возможности перемещаться по земному шару, получают эту возможность в качестве бродяг и беженцев». В качестве бродяг и беженцев. Да, естественно, есть туристы, есть богатые люди, которые перемещаются из страны в страну. Но есть те, кто перемещается в качестве мигрантов, которые не могут найти себе не только работу, но и пропитание в своих странах. И в этом отношении у глобализации два таких лика. Глобализация резко увеличивает разрыв между богатыми и бедными.

И поэтому тот же Зигмунт Бауман ввёл очень два интересных таких понятия, «глобалы» и «локалы». Глобализация разводит людей в две группы: глобалы – это те, кто спокойно перемещается по планете. А локалы, если убрать мигрантов, это те, кого она как раз лишает возможности перемещаться по планете. В 84-м году стали использовать термин «глокализация». Потому что у глобализации два аспекта. Если в доглобальную эпоху главная поляризация идёт между уровнем государственным и региональным, то в эпоху глобализации эти два уровня, государственный и региональный, оказываются зажаты между глобальным и локальным. И вот эти два уровня становятся совершенно доминирующими.

Сжатие пространства отменяет течение времени. Население первого мира живет в вечном настоящем, переживая последовательность эпизодов, гигиенически отделенных от прошлого и будущего. Здесь люди постоянно заняты и постоянно испытывают нехватку времени. Население третьего мира раздавлено бременем обильного, избыточного и бесполезного времени, которое нечем заполнить. В их времени «ничего никогда не происходит». Они не «контролируют» время — но они и контролируются им в отличие от их предков, живших в соответствии с безличным ритмом фабричного времени. Они могут лишь убивать время — по мере того как оно медленно убивает их.

Население первого мира живет во времени; пространство для него не имеет значения. Именно подобный опыт Жан Бодрийяр зафиксировал в образе «гиперреальности», где виртуальное и реальное неразделимы. Население третьего мира, напротив, живет в пространстве — тяжелом, вязкосопротивляющемся, которое связывает время и делает его неподконтрольным людям. Время последних пусто и бесструктурно. Только виртуальное, телевизионное время имеет структуру — «расписание». Остальное время монотонно, оно бесследно утекает.

Жители первого мира — глобальные бизнесмены, менеджеры культуры, ученые — передвигаются легально, второго — нелегально; первые — «туристы жизни», вторые — бродяги, причем последним не дано превратиться в первых. Глобальный мир — это мир туристов, мир без бродяг — это утопия мира туристов. Те же, кто живут на локальном уровне, не имеют возможностей к развитию.....


ИЗ ИНЕТА

Комментариев нет:

Отправить комментарий