среда, 20 февраля 2019 г.

ВСЁ ТО, ЧТО ВНУТРИ И ТО, ЧТО СНАРУЖИ СУТЬ - ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ ...


Попросил хорошо включенную в отношения в группе участницу различить всех по тому, как она чувствует их отношение к другим, к себе. И собрать их в соответствующие круги.
- Я вначале соберу, с кем мне труднее всего, потом с кем легче…
Она собрала четыре круга. В последний, самый маленький, села сама.
Попросил участников охарактеризовать круги, в которых они оказались.
Участники первого, самого трудного для собиравшей круга – не знали, что их отличает и отвечать не стали.
Попросил включиться в обсуждение ту, кто круг собирала, и всю группу.
Участники других кругов включились с интересом. И сегодня мы различили четыре разные способа реагировать на других. Вот их суть.
В самом трудном круге оказались собранными те, чьего отношения к себе не чувствовал никто.
- Их словно и нет.
- Набор способов поведения.
- Как тот абитуриент, кто в дело и не в дело сыплет цитатами из нескольких своих толстых тетрадок.
- Пусто рядом.
И сами участники этого круга не только не знали своего отношения ни к кому, но даже и вопроса такого не задумывались себе задать. Они вообще не понимали, что происходит, и ждали объяснений.
Очень интересным оказался второй круг. Он состоял в основном из ярких, артистичных женщин. Их отношение очень ясно ощущалось, если вы проявляли по отношению к ним какую бы то ни было активность. Их отношение вы чувствовали. Но только в ответ! В  сопротивлении любой вашей инициативе, и не к себе, но только к вашим действиям. В этом кругу все знали, ПРОТИВ чего они. ЗА что они (если это не награди или похвала), здесь знать почти не умели. Участники этого круга ярко ощущали свои чувства только в ответ на чьи-либо движения. Своего инициативного отношения к людям они не знали. Отвергая ваши действия, они отвергали вас. Благодаря, благодарили за действия, не замечая вас, но ожидая и как бы требуя от вас обслуги и впредь. Без вашей явной активности вам трудно их ощутить рядом.
Без ваших предложений их, как и участников первого круга, словно нет ни для вас, ни для самих себя.
Без ваших действий они и для себя невидимки.
Часто представители этого круга показывали отношение, которое якобы должны были бы иметь, но которого не чувствовали, не знали.
Удивителен третий круг. В него женщина собрала живых, непосредственных и обаятельных, как дети, людей, которых мы (окружающие) очень хорошо чувствуем. Чувствуем их теплоту, их ничем не стесненное отношение ко всему и всем. Окружающим эти обаятельные мужчины и женщины кажутся взрослыми людьми, свободными, как Ганжа из «Большой перемены».
Только в очень близком общении становится ясно (или психологически весьма грамотному внимательному человеку), что они, потому-то и естественны так, что сами своей естественности совсем не замечают и,  как допятилетние дети, никаким вниманием себя не сковывают.  Невольно и сознательно они действуют словно в двух разных, несоприкасающихся мирах. Невольно (не сознавая того) – как  мы видим и как я описал, совершенно спонтанно и расковано, чем они так и привлекательны. Сознательно – в соответствии с без критики взятыми правилами – безынициативно, выхолощено и пусто, как в первом кругу. Их сознательное поведение настолько не соответствует их спонтанности, что в него не верится. Вы не придаете ему значения и в отношения вступаете с обаятельным, живым человеком, а не с пошлой схемой.
В этом и трагедия и людей этого круга, и тех, кто оказался с ними в близких отношениях. Вы добиваетесь живого, неповторимого человека, а вблизи оказываетесь с безликим загипнотизированным мертвыми догмами существом, которому ни до себя ни до вас. Который, хуже того, по факту то ли и в себе, и в вас всего живого боится, то ли все живое и в себе, и в вас ненавидит.
Вам он тогда кажется монстром. Вы ему – вероломным злодеем, который сулил любовь, а одарил ненавистью.
Повторюсь. Участники третьего круга для окружающих явно есть. И их присутствие, и отношение к каждому, всеми легко ощущается. Но сами они, словно загипнотизированные своими представлениями о том, какими они хотели бы быть, знающие себя по своим помыслам, сами они себя таких, какими мы их так живо ощущали, сами они себя такими не знают и не замечают вовсе! К этим себе, живым, отзывчивым и обаятельным  людям – к самим себе сами они отношения не имеют. В этом беда их и с ними.
Наконец, последний круг. Очень небольшой – три-четыре человека (четвертая – сама собиравшая).
Отношение участников этого круга хорошо чувствовали все, кто умел чувствовать себя. Участники этого круга хорошо чувствовали и свое отношение к другим, и отношение других к себе. Они сознательно выбирали, чувствовали и знали свое место между людьми. И для вас и для себя они есть. Глядя на человека, все они видят его по разному (с разных сторон), но в отличие от тех, кто пытается подогнать людей под свой шаблон, они смотрят на одного и того же человека и видят его действительного, не вымышленного. Они и в себе и в других видят тех, кто есть, и  с ними можно о том, что и кого мы видим, договориться.
Их здесь пока мало. Но стиль их взаимоотношений становится ориентиром и для других.

ПОКРАСС М.

Комментариев нет:

Отправить комментарий