вторник, 16 октября 2018 г.

О СОВЕРШЕННО РАЗНОМ


Когда русский человек говорит "Рабство это плохо", то этой фразой он разговор о рабстве и заканчивает. У американца так не бывает, с этой фразы для него разговор только начинается. После неё он обязательно должен сказать ещё около десятка фраз в тему, продемонстрировать яркую эмоцию отвращения, осуждения, неприятия, гнева и попытаться ими заразить собеседника. Окружающие должны разделить с ним эти эмоции, или будут подвергнуты с его стороны обструкции. После этого американцу какое-то время будет хорошо, повысится самооценка, благодушие и уверенность в своих силах. В том числе уверенность в своих силах набить вам морду, если вы оказались с ним не согласны или согласны не достаточно востороженно. Так вот - данное культурное явление широко известно антропологам как ритуальный племенной танец, пусть в данном случае и значительно редуцированный до неузнаваемости. Цель любого такого ритуала на мистическом уровне состоит в обращении к духу племени, собственной победоносной истории, на социальном же - это способ мобилизации себя и окружающих (членов племени) на новые свершения, а также тест на узнавание своих, выявления чужаков и дистанцирования от последних. Есть однако ещё и психоаналитический уровень, "осуждение рабства" глубоко прописано в личности в качестве необходимого кирпичика национальной самоидентификации. Я американец = я осуждаю рабство = я праведник и я унаследую вселенную.
Как всякое ритуальное действие, описанный танец отключает мозги и чужд логике. Человек не думает и не рассуждает, он просто повторяет ритуальные фразы, по возможности вплетая в них что-то более красивое и изысканное, но ни разу не задумываясь о смысле происходящего, его уместности, адекватности моменту и возможных последствиях. Как человек танцующий румбу не задумывается о том какой смысл заложен в каждом шаге и повороте головы, не будет ли оно истолковано ему во вред.. . Главное ритм, главное эмоция, главное общий рисунок, главное в конечном счете - приход, внутреннее горение, самоощущение, переход к новому более гармоничному и сильному состоянию. Хотите сбить такого человека с толку? Предъявить ему умную аргументацию? Оправдаться? Согласиться? Не пытайтесь. Он сейчас на с вами, он в трансе, говорит не с вами, но со своими предками, со своей историей. Достучаться до него вы сможете, если окажетесь внутри его танца, с тем же ритмом, эмоцией, рисунком. Войдя в него. И не сможете, если остаетесь снаружи. Снаружи вас для него как бы и нет, снаружи вы будете заметны только в качестве возможного врага. Потому что танец национальной самоидентификации, это всегда (почему-то) танец войны. 

И вот тут американцам, как нации, очень не повезло с войной, причем фатально. Война, с которой начинается танец нации - это война Севера и Юга, война гражданская. Кирпич национальной самоидентификации является одновременно бомбой, взрывающей эту самую нацию на три неравных осколка. Потому что, Северяне, Южане и Афроамериканцы закладывают в основу личности одно и то же, но совершенно по разному, что ведет к культурному разделению и хроническому расколу нации. И второй танец - танец свободы и демократии (война за независимость) мягко говоря не спасает. Впрочем это их проблемы, с нашей стороны важно понимать, что - мы танцуем разные танцы. И то, как американец ощущает всем нутром расизм, сексизм и прочие новые па своего ритуального танца русский не поймет никогда вообше. Там где у русского включена логика, американец будет работать интуицией, подсознанием, и наоборот. Наоборот, это когда русский говорит американцу, что фашизм - это плохо, нацизм - это плохо, гитлеризм - это плохо. Для американца непонятно, он уже включил логику и сравнивает Гитлера со Сталиным. 

Понятно что танцуют не все и всегда. Иногда просто нет настроения и энергии, иногда усталость, иногда отстраненность, иногда человек просто находится в другом масштабе, не в масштабе племени. Иногда он больше племени, где-то размером со вселенную, с Бога, что редко, иногда меньше.. с себя, что чаще. Но... он в любой момент может сорваться, особенно если ему наигрывать подходящий ритм, мотив, ассоциативный ряд, 24 часа подряд из всех динамиков и мониторов. Надо понимать, видеть, узнавать когда Он там, когда Сам там. Осознанность. И не делать бессмысленных и опасных движений. А также раз и навсегда запомнить - когда американец и русский хором говорят, что "расизм это и плохо и ужасно" - они говорят и танцуют о совершенно разном.

Комментариев нет:

Отправить комментарий