среда, 30 марта 2016 г.

В поисках живых мамонтов



Один известный советский ученый (не будем называть фамилию из этических соображений), однажды произнес фразу, ставшую крылатой: «Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда!» Она на многие десятилетия определила отношение научных кругов ко всему непонятному, происходящему как в природе, так и в обществе, и не укладывающемуся в сложившиеся законы и понятия. Это и так называемый «ейти» (снежный человек) и яг-морт (лесной человек), НЛО, и многое другое, что не поддается объяснению с научной точки зрения, хотя неоднократно наблюдалось и у нас, и в других странах. Поэтому и название цикла невыдуманных рассказов автора - «Хотите, верьте, хотите, нет». Конечно, самым ярким доказательством (хотя и не бесспорным) является фото или видео события. Но съемка не всегда возможна по разным причинам. А иногда её просто невозможно произвести в силу сложившихся обстоятельств...

Музеи - это хорошо. А когда экспонат бродит на свободе – уникально! Мамонтовый зал вдруг оказался на Тазовской возвышенности. Палеонтологи могли бы оставить на время ископаемые бивни и кости и присоединиться к экспедициям по поиску живых мамонтов. Местные жители как всегда на высоте. Многообразие описаний животного не укладывается в голове.
Бивни растут отовсюду. На тех же просторах - слоновьи кладбища. Природа Сибири бережно хранит останки ископаемых животных, - климат, не совсем доброжелательный к живым, оберегает мертвых. Промерзшая земля консервирует все, что легло на нее миллионы лет назад. Но земля Сибири делится с человеком. Мамонтовая кость - прекрасный материал. Так живы ли мамонты? Закрадывается мысль, а может, стоит поискать динозавров?


История этой авантюрной экспедиции достаточно банальна. Я родился и вырос в нашей северной столице – Санкт-Петербурге (в то время Ленинграде). Любил посещать многочисленные музеи родного города и особенно Зоологический. Но, когда в музее был открыт так называемый мамонтовый зал и в нем появилась громадная туша обнаруженного в вечной мерзлоте, и поэтому хорошо сохранившегося мамонта, я подолгу не отходил от застекленной витрины. Что - то завораживающее было в этом северном гиганте.

И, глядя на пожелтевшие, круто загнутые бивни, я никак не мог поверить в то, что эти гиганты вымерли много тысячелетий тому назад. Но прошли годы, я перебрался в Одессу, было много путешествий, экспедиций, и о мамонтах как-то забылось. Но вдруг прочитал в журнале «Смена» статью о якобы встречах с живыми мамонтами на Тазовской возвышенности, на территории Западно-Сибирской низменности, в междуречье рек Пур и Таз. Сразу всплыли в памяти юношеские посещения Зоологического музея и очень захотелось самому проверить факты, о которых писалось в журнале. Человек я на подъем быстрый, и уже через месяц поезд мчал меня в Тюмень, а затем в Тобольск. По некоторым сведениям там, в краеведческих музеях, могли храниться различные документальные свидетельства о встречах с живыми мамонтами. Но это была как бы предварительная разведка.

Сначала надо было собрать воедино все, что известно о мамонтах в местном фольклоре, рассказах охотников, в официальных хрониках за последние столетия. И, надо сказать, собранный материал был весьма интересным и неоднозначным. Выходило, что живых слонов в Сибири никто не видел - лишь бивни да трупы находили в промерзшей сибирской земле. И в фольклоре местных жителей - якутов, эвенов, юкагиров - рождался фантастический образ таинственного животного, не показывающегося на глаза человеку. Это был либо «водяной бык», переходящий из одного озера в другое под землей; либо огромная подземная крыса, чьи передвижения вызывают землетрясения и которая умирает, как только она вдохнет свежий воздух.

Кости и бивни сибирских слонов считали остатками гигантских рыб, птиц, морского зверя единорога, людей-великанов. Некто Иоганн Фигнер в своей «Сибирской истории с самого открытия Сибири до завоевания сей земли Российским оружием», вышедшей в 1774 году писал, что кости слонов, «о которые ученые столь много спорят, за земляное ли растение почитать, или за части какого зверя, есть дар естества, Сибири свойственный». Но уже через четверть века после выхода книги Фишера знаменитый французский ученый Ж. Кювье, называемый «отцом палеонтологии», убедительно доказал, что сибирский слон - это не «дар естества», не морской единорог, не «водяной бык», не гигантская крыса, не боевое животное из армии Ганнибала или Александра Македонского, а самостоятельный, ныне вымерший вид слона – мамонт. Этот вывод Кювье сделал, сравнивая черепа африканских и индийских слонов с рисунком черепа мамонта, присланным ему Петербургской Академией наук.


С той поры в Сибири было сделано немало сенсационных находок мамонтов, - и не только бивней, но и целых туш, сохранившихся в вечной мерзлоте. Интерес к мамонтам понятен: замороженные в вечной мерзлоте трупы этих животных могут многое рассказать не только о строении мамонтов, обитавших тут тысячи лет назад. По остаткам пищи, обнаруженным в их желудках, можно судить о растительности той поры и о климате. Почему же вымерли сибирские слоны - мамонты? Эта загадка волнует умы ученых не меньше, чем загадка гибели динозавров.

Но динозавры вымерли более шестидесяти миллионов лет назад, а мамонты совсем недавно - десять-двенадцать тысяч лет назад. Есть много гипотез, объясняющих гибель мамонтов: падение астероида, наводнения, внезапное резкое похолодание и, наоборот, стремительное потепление климата. Посол австрийского императора хорват Сигизмунд Герберштейн, посетивший в середине XVI века нашу страну, в своих «Записках о Московии» в 1549 писал: «...в Сибири имеется великое множество птиц и различных животных, каковы, например, соболи, куницы, бобры, горностаи, белки и в океане животное морж... Кроме того, Вес, точно также белые медведи, волки, зайцы...» Кем же был этот таинственный зверь Вес, долгое время никак не могли понять и только в 1911 году некто П. Городков писал в очерке «Поездка в Салымский край» («Ежегодник Тобольск, губ. музея», выпуск XXI за 1911 год), что у салымских хантов «щука-мамонт» называется «весь». Этот монстр был покрыт густой длинной шерстью и имел большие рога, иногда «весь» затевали между собою такую возню, что лед на озерах ломался со страшным грохотом.

Исследователь Чукотки и Дальнего Востока, этнограф В. Богораз писал, что чукчи и юкагиры видят в «рогах» мамонта не рога, а клыки-бивни, торчащие из носа, а иногда даже растущие на плечах животного, но никак не на голове. И приводит в своих работах и еще одну местную легенду, в которой рассказывается как однажды были найдены бивни мамонта, торчащие из земли. Собравшиеся чукчи принялись бить в бубен и шаманить, произнося магические заклинания. И вот открытый костяк стал обрастать живой плотью, и люди ели мясо мамонта...

А в 1897 году В. Богораз в районе реки Анюй на старом юкагирском стойбище обнаружил оригинальную дощечку, окрашенную в два цвета — черный и красный. На черной стороне дощечки, видимо изображавшей потусторонний «подземный» мир, был нарисован мамонт в окружении «сегодняшних» животных. Впереди, наклонив тяжелую «лошадиную» голову с большими лирообразно изогнутыми бивнями, шествовал мамонт, за ним цепочкой следовали лошади и собаки, над мамонтом парили две птицы.


В одном древнем предании, записанном в 1900 году, рассказывается о том, как однажды старый могущественный шаман вызвал «холбут aи6и» - «тень мамонта», взобрался с сыном на спину этой «тени» и заставил ее плыть по озеру... Только могущественный шаман-чародей мог передвигаться верхом на мамонте, и только ему, жрецу рода или племени, мог повиноваться мифический зверь сибирских легенд... Маньчжуры считали мамонта огромной подземной мышью, обитавшей в северных странах под толстым слоем льда. О мамонте же писал Маньчжурский император Кан-хи:
Далеко на Севере, в стране олоссов (русских), близ моря, имеются мыши величиной со слона. Они живут в земле и умирают, едва лишь их коснется дуновение воздуха или луч солнца... Мясо этих животных холодно как лед...Весило животное, якобы 1000 фунтов и было вполне съедобным, а шерсть достигала нескольких футов длины...Зубы их сходны с зубами слонов. 


По легендам китайцев, еще в древности узнавших о загадочных животных «Страны тьмы», мамонт представлял собой исполинскую крысу или мышь - «тиен-ту», водившуюся на холодных побережьях Ледовитого моря. Китайцы полагали, что «тиен-ту» избегает света, живет внутри земли в темных пещерах, и... производит землетрясения. Мясо «тиен-ту» считается съедобным и даже полезным для человека. Но одним из первых, кто сообщил миру о сибирских мамонтах, вероятно, был знаменитый древнекитайский историк и географ Сыма Цянь (188 -155 годы до н. э.). В своих «Исторических записках» он сообщает о мамонтах, как о живущих (заметьте, не вымерших, а здравствующих) на севере Сибири: «Из зверей водятся... огромные кабаны, северные слоны в щетине и северных носорогов род».

Сведения о древних вымерших гигантах каким-то чудом дошли до Сыма Цяня. Можно предположить, что вмерзшие в сибирскую мерзлоту туши этих монстров видел кто-то из путешественников или торговцев мамонтовой костью и сообщил об этом любознательному ученому. А может быть действительно речь идет о живых мамонтах!? Слоновая кость попадала в средневековую Европу издалека, из Индии и Африки. Из нее вырезали гребни и шахматные фигуры, шкатулки и ожерелья, статуэтки и табакерки, ею инкрустировали трости и рукоятки ножен.


Это был материал такой же редкий и ценный, как лазурит, яшма, янтарь, изумруд. Путь драгоценной слоновой кости из мест, где обитали слоны, до Западной Европы был далек и нелегок. И вот совершенно неожиданно слоновую кость стали получать не с юга, а с востока, из Московии - страны, где, по представлениям европейцев, свирепствуют лютые морозы и лежат вечные снега. Удивление европейцев стало еще больше, когда оказалось, что слоновую кость добывают в Московии, а в Сибири, климат которой ещё более суров. Добывают же ее … из земли!

Разрешить загадку, откуда могли взяться слоны на далеком севере, в царстве вечной мерзлоты и снегов пытались многие ученые того времени. По мнению одних, слоны в Сибири оказались вместе с войсками Александра Македонского (так, кстати сказать, считал и Петр I): отряды этого завоевателя проникли не только в Индию, где «взяли на вооружение» боевых слонов, но и в Сибирь. Там, однако, теплолюбивые животные погибли от жестоких морозов. Другие считали, что до Сибири дошли войска карфагенского полководца Ганнибала или какого-либо другого древнего воителя. Был гипотеза, согласно которой трупы утонувших слонов принесли из жаркой Индии в холодную Сибирь бурные воды всемирного потопа.

За сибирской слоновой костью издавна велась энергичная охота. В конце XIX - начале XX веков её вывозили ежегодно около тридцати двух тонн. Она шла (и сегодня идет!) на множество дорогих поделок. Бивни мамонтов - это резцы. Они росли в длину и толщину в течение всей жизни зверя. Наиболее крупные бивни самцов достигают, чуть ли не 5 метров и 120 кг каждый. Сибиряки добывают их из особых месторождений - мамонтовых кладбищ. Существует легенда: якобы мамонты, как и африканские слоны, на закате своих дней удалялись в им одним известные места, чтобы там умереть в одиночестве.

В действительности же туши тропических исполинов быстро становятся добычей хищников, мириадов насекомых, микробов, даже костей не остается. Но в Заполярье природа сама консервирует остатки органической жизни. И там, среди вечной мерзлоты, также возникает легенда о слоновьих кладбищах, и там они действительно существуют. Интересные сведения о мамонтовых кладбищах сообщает в своих экспедиционных отчетах, об исследованиях в бассейне Индигирки на 71° северной широты, профессор Н. К. Верещагин:


Река Берелех веками врезалась и вгрызалась в мерзлый грунт яра, и по склону из оттаявших на солнце слоев сползали разрозненные кости погибших слонов, обрывки шкур и полусгнивших туш, ржавобелесые стройные и изогнутые бивни. Грунт насыщен костями. Они залегают в хаотическом беспорядке. Вот оттаявший слой смыт на глубину 60— 70 сантиметров, но дальше идет мерзлая толща с дерновинами, какими-то горизонтальными линзами и вертикальными жилами льда, с костями и словно отполированными бивнями мамонтов. Кости оплетены космами жестких мамонтовых волос. Они здесь коричневые, желтоватые, отливают бронзой... В месте, где порода несколько податливее, показывается какое-то волосатое бревно, и после боковых отмывок удается извлечь заднюю ногу мамонта с большим куском толстой кожи, в которую как бы завернута голая бедренная кость. Ступня зверя округла, слегка выпукла, шершава с сеткой глубоких трещин... 

Внезапные наводнения в долине древнего Берелеха застигали группы мамонтов, они гибли и проваливались, когда переходили по непрочному льду весной или осенью. Подобные явления наблюдаются и сегодня при кочевках лосей, кабанов, оленей... Трупы утонувших животных течение сносит в старые русла рек, заводи, на отмели, где они накапливаются год от года, перекрываются наносами, промерзают, перемещаются вследствие оползней... Такова тайна мамонтовых кладбищ, которые привлекали волков, росомах... Селились поблизости и кочевые первобытные племена - течение реки доставляю им обильную пищу. Об этом говорят найденные в Берелехе кости, разбитые каменными орудиями, и даже рисунок мамонта на обломке бивня.

Для людей палеолита мамонт был не только источником пищи. Из костей, черепов, бивней сооружались остовы жилищ, накрываемых затем шкурами, а также могильные камеры. С этой целью «строительный материал» стаскивался издалека... В захоронениях на палеолитических стоянках раскопаны тысячи предметов из мамонтовой кости, в том числе склад палеолитического оружия: острые стилеты, метательные копья, большие и тяжелые копья длиной свыше двух метров. Чтобы изготовить такое орудие, требовалось размягчить и выпрямить бивень, но как это делалось загадка.

Читать весь цикл статей: Хотите, верьте, хотите, нет

Комментариев нет:

Отправить комментарий