Из истории слов
Отчитал сейчас несколько лекций, и все время хотел перейти к упражнениям, но какое-то внутреннее занудство заставляло возвращаться к уже пройденным частям теории и разжевывать их заново и заново. А по ходу нарастало опасение, что сейчас уже слушатели взбунтуются!
При этом читал о том, как вырабатываются привычки, как об этом говорила советская педагогика и педагогическая психология, и где они плохо понимали свой предмет, и почему надо дорабатывать хотя бы концепцию ЗУН – Знание-Умение-Навык. И, соответственно, как работает усилие при выработке навыка и переводе навыка в привычку…
Причем, об усилии я давно пытаюсь говорить с прикладниками, и мне нравится, что об этом можно говорить не только на языке йоги, к примеру, но и на языке философии. Поэтому я обычно рассказываю, что уже в восемнадцатом веке наши философы, вроде Лопухина или Шварца, осмысляют усилие, говоря о том, что себя, свою душу или сердце, нужно НУДИТЬ, то есть принуждать к правильным действиям.
Это ведь очень приятно, когда у какой-то прикладной теории есть трехвековая история в отечественной философии!
И вот медленно дошло: занудство – это не надоедливость! И что определения наших словарей, вроде «зануда – это занудливый человек» (Ожегов), «зануда – это очень нудный и надоедливый человек» (Евгеньева, Ефремова) – знак полной беспомощности языковедов перед этим словом. А занудИть – это утомить, но вовсе не нудным разговором!
Когда преподаватель нудИт – он нУдит!, то есть вкладывает усилие, чтобы произошло понимание и знания были усвоены! Он делает вполне силовое воздействие, и утомление тут связано именно с тем, что ему удалось заставить эту силу вкладывать, а значит, и расходовать! А без этого его работа прошла бы впустую!
Комментариев нет:
Отправить комментарий