воскресенье, 27 января 2019 г.

Генерал звездных войн: проект "Спираль"


24 октября 1957 года в США произошло важное для мировой космонавтики событие: в этот день компания Boeing начала разработку орбитального бомбардировщика. Согласно концепции проекта, бомбардировщик должен был выходить в космос при помощи ракеты-носителя, производить бомбометание по цели, и после этого возвращаться на Землю как обычный самолет. В СССР не могли оставить новую угрозу без внимания, и уже в 60-х годах началась разработка космического истребителя - главного врага космических бомбардировщиков и военных спутников: проект получил название "Спираль". Юрий Гагарин ещё не успел побывать в космосе, но военные США и СССР уже готовились воевать друг с другом за пределами Земли. Так начиналась эпоха звездных войн.


Дозвуковой самолет-аналог космического истребителя

К 1964 году ученые ЦНИИ 30 ВВС закончили предварительную проработку темы, и в 1965 году правительство СССР поручило ОКБ А. И. Микояна разработку орбитального боевого самолета. Главным конструктором проекта был назначен заместитель А. И. Микояна Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, а сама программа получила сверхсекретный статус. 


Согласно требованиям заказчика, комплекс состоял из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета с ракетным ускорителем. Старт системы должен был происходить так: после набора самолетом-разгонщиком скорости 6000км/ч орбитальный самолет отделялся от него, и дальнейший разгон и выход в космос происходил при помощи ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя.


Благодаря выбранной схеме, система получала уникальные возможности. Боевой космический самолет мог базироваться на обычном аэродроме; мог выводить на орбиту груз достаточно большой массы, при этом стоимость вывода на орбиту 1 кг полезной нагрузки получалась в 3-3,5 раза меньшей, чем при выводе обычными ракетами; истребитель мог интенсивно маневрировать на орбите, входить в атмосферу и снова возвращаться в космос. Боевая же его нагрузка должна была состоять из 6 ракет класса космос-космос, а также бомбового вооружения. 

Работа двигалась ударными темпами: уже в 1970 году аналог космического истребителя, выполненный в масштабе 1:3, успешно слетал в космос и вернулся обратно. После этого было ещё несколько космических полетов разной степени успешности.
Для полетов на этой машине готовилась группа летчиков-космонавтов: в состав группы входили Герман Титов, Владимир Джанибеков, Игорь Волк и другие. Активно летал дозвуковой самолет-аналог истребителя, и казалось, первый пилотируемый полет этой машины в космос уже совсем рядом - по всему получалось, что это будет возможно уже в середине 70-х годов...
И вдруг всё кончилось. Министр обороны СССР Гречко посчитал, что реализация проекта невозможна, и проект был закрыт. 
По всему выходило, что перспективнейшая система, опережавшая своё время на много лет, так и не будет создана.
Но Гречко не знал, что для Лозино-Лозинского проект "Спираль" уже стал главным делом всей жизни, и для его реализации он готов идти до конца.


Середина 80-х годов. Группа конструкторов под руководством Глеба Лозино-Лозинского работает над проектом "Энергия - Буран", советским аналогом американского проекта "Шаттл". Генеральный конструктор грозен настолько, что от его ежедневных разносов у всех подчиненных трясутся поджилки: никто не смеет перечить Генеральному, а уж сроков реализации проекта все боятся куда сильнее, чем огня. Уже не один человек упал в обморок после того, как вызвал на себя убийственный гнев Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского (за глаза его уже называни Гнев Евгеньевич). Его боялись настолько, что старались обходить стороной и не задавать лишних вопросов - себе дороже. А ему только этого и надо было: дело в том, что даже в ближайшем окружении грозного конструктора мало кто знал, что помимо проекта "Буран" НПО Молния в обстановке глубочайшей секретности занимается в инициативном порядке ещё одним космическим проектом. Проект "Спираль" не закрылся, а ушёл в подполье и продолжал развиваться, но уже под другим названием - теперь он назывался МАКС, многоцелевая авиационно-космическая система.


Орбитальный самолет Молния-1

Проект претерпел серьезные изменения: вместо так и не созданного гиперзвукового самолета-разгонщика было решено использовать сверхтяжелый дозвуковой самолет. Поскольку как раз в это время решался вопрос о транспортировщике "Бурана", Лозино-Лозинский продавил создание такого самолета, который смог бы не только перевозить "Бураны", но и служить стартовой площадкой для орбитального самолета. Именно по этой причине для транспортировки "Бурана" был выбран не вполне подходящий для этой задачи и уже существующий сверхтяжелый самолет Ан-124 Руслан, а был создан другой самолет на базе Ан-124. Этот самолет - знаменитый Ан-225 Мрия, которому до сих пор нет равных в мире по грузоподъемности.


Ан-225 и "Буран"

Орбитальный самолет тоже претерпел изменения: теперь, согласно проекту, в космос он должен был выходить на собственных двигателях, а не при помощи ракетного ускорителя. Поскольку этим двигателям было нужно очень много топлива, то была принята схема американского "Шаттла" с внешним топливным баком. Теперь система должна была выглядеть так:


Обновленная "Спираль" обладала фантастической экономичностью: стоимость вывода груза на орбиту была примерно в 10 раз меньше, чем при выводе традиционными носителями. Для неё были готовы все компоненты, она могла лететь уже в 1988 году...

Но СССР было уже не до космоса: сначала свернули проект "Буран", а потом и практически прекратили финансирование НПО Молния. Страну сотрясали волны перемен - но железный Гнев Евгеньевич и тут не сдался, а продолжил работу над проектом, несмотря ни на что. Даже тогда, когда все оборонные заводы массово переходили на изготовление кастрюль и вантузов, в НПО Молния продолжалась работа над системой МАКС: Лозино-Лозинский сражался за своё детище до последних дней жизни.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский скончался в Москве 28 ноября 2001 года.

За два года до смерти ему было присвоено звание генерала: как грустно шутили его друзья и коллеги - звание генерала звёздных войн.


Комментариев нет:

Отправить комментарий