На сегодня науке известны две основные теории денег: меркантилистская, согласно которой количество денег должно обеспечивать обращение товара, и монетаристская, согласно которой, изменяя количественные параметры кредитную эмиссии и процентных ставок, можно влиять на развитие экономики. Но есть и Третья, назовём её пока "Новой". Экономическая наука до сих пор находится в поиске более эффективных принципов и методов регулирования денежного обращения, поэтому появление новой теории денег было вполне ожидаемо. Проведённое исследование показало, что денежное обращение подчиняется не одному закону – закону количества денег в обращении, а их одиннадцать, только из которых и могут вытекать принципы эффективной денежно-кредитной политики:
Неисключаемости денег – деньги являются неисключаемым фактором производственно-хозяйственной, торгово-закупочной, бюджетно-казначейской и любой другой деятельности;
Принципы:
- Деньги должны быть в наличии всегда и у всех, чтобы успешно развиваться;
- Отсутствие денег одна из основных причин бедности людей, застоя в экономике и зависимости государства;
Применимости денег – они воплощаются в такой форме, которая наиболее удобна для применения денег;
Принципы:
- Валюта, которая участвует в обращении, должна быть одна – мультивалютное обращение подрывает суверенитет;
Недопустимо установление курса рубля на бирже, он должен устанавливаться на исходя из паритета ППС;
Недопустимо обращение денег устаревших форм (золота) и включение их в состав ЗВР;
Все расчёты в международной торговле необходимо вести через отделения государственного расчётно-клирингового центра (ГРКЦ);
Вся валютная выручка хозяйствующего субъекта, поступающая в ГРКЦ, меняется на рубли;
Приоритета государственного контроля денежного обращения требует усиление роли Казначейства и преобразование его в единый кассово-эмиссионный центр, а частные и государственные банки должны выполнять свои исконно банковские операции;
Принципы:
- Государственные органы должны иметь приоритет в регулировании денежного обращения перед любыми банковскими структурами, включая ЦБ;
- Главным органом государства, регулирующим денежное обращение в целом и в части эмиссии, установления курсов обмена валют и безналичного оборота должно быть Казначейство;
- Государственные и частные банки должны быть специализированы по видам выполняемых банковских функций на: депозитно-сберегательные, коммерческого (краткосрочного кредита), инвестиционные, лизинговые и ипотечные;
Количества денег в обращении – этим законом регулируется монетизация экономики, и потому недопустимо изъятие денег в различные резервные фонды;
Принципы:
- Оптимальное количество денег в обращении определяется потребностями экономики, а не таргетированием инфляции;
- Образование всевозможных стабилизационных фондов есть изъятие денег из оборота, которое понижает уровень монетизации экономики;
- Размер международных резервов должен определяться исходя из критерия Рэдди, накопление ЗВР сверх этой суммы есть омертвление денег;
- Международные резервы не должны использоваться для поддержания курса национальной валюты путём участия в торгах на бирже;
- Нет никакой связи между количеством денег в обращении и инфляцией;
- Чрезмерное накопление денег в банковской сфере приводит к острой нехватке денег что создаёт условия для кризиса;
- Недопустимо введение систем принудительных накоплений и резервов (например, капитального ремонта).
Концентрации денег - с большими деньгами можно делать большие дела, с ещё большими – грандиозные;
Принципы:
- Необходимо стремиться к сокращению количества банков, участвующих в денежном обращении, а микрофинансовые организации подлежат ликвидации;
- Как низкие, так и сверхвысокие доходы препятствуют концентрации денег;
- Покупная сила денег падает, а не возрастает, если они не вкладываются в развитие производства;
- Невозможны технологические прорывы – если нет свободных денег для инвестиций, нет и развития;
- Концентрация денег ради концентрации без последующего использования для подъёма экономики столь же вредна, как и изъятие их из оборота.
Глобализации денежного обращения – этим законом регулируется подчинение денежного обращения суверенных стран международному фининтерну;
Принципы:
- Цель глобализации - получение ресурсов, а не развитие слабых стран. Отсюда единственно верная стратегия для них - стратегией неучастия, поскольку все преимущества от свободного движения капиталов денег получают только сами глобализаторы;
- Вывод денег из страны идёт через оффшорные финансовые центры, а поэтому нужна деоффшоризация со строгим, возможно, и уголовным преследованием тех, кто уводит деньги из страны;
- Исчезновение таких гигантов как Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Deutsche Bank, Crédit Lyonnais и других таких же мировых банков и бирж не приведёт к жесточайшему кризису – в реальной экономике мир будет обладать таким же количеством реального капитала и производственных мощностей, что и раньше - не исчезнут фабрики, госпитали, фермы, нефтяные скважины, всё также будут ходить поезда, плавать суда и летать самолёты.
Стабилизации обращения – каким бы не было расстройство денежного обращения, оно всегда приходит в норму;
Принципы:
- При любых неполадках в денежном обращении необходимо остановиться и не предпринимать никаких мер – инфляция и кредитные ставки снизятся сами, курс стабилизируется и количество денег в обращении будет соответствовать условиям товарного производства.
- Если денежное обращение стабильно, не следует предпринимать каких-либо искусственных мер, которые не соответствуют его законам: «таргетировать» инфляцию; допускать к торговле национальной валютой спекулянтов с бирж; резко повышать/снижать ключевую ставку; осуществлять денежную эмиссию под потребности банков, а не производства; образовывать «стабилизационные фонды»; допускать мультивалютное обращение; и т.д.
Плановости – без планирования доходов и расходов денег невозможно развитие экономики;
Принципы:
- Денежные доходы и расходы должны планироваться и контролироваться как на уровне государства, так и первичных производственных ячеек;
- Необходимо повсеместно, от низовых производственных ячеек и до бюджета государства, заменить бухгалтерский принцип формирования финансовых планов на экономический – по статьям себестоимости и затрат, что соответствует их экономической природе;
- Устойчивое развитие экономики определяется наличием стратегического финансового планирования, основанное на исследовании наличия резервов экономического роста, а не экстраполяции статистики за прошлые периоды.
Кредитной эмиссии – эмиссия денег должна производиться только на конкретные проекты, исключая восполнение дефицита бюджета;
Принципы:
- Кредитная эмиссия ЦБ должна осуществляться строго под конкретные проекты;
- Банки имеют право получать дополнительные денежные средства от ЦБ только для инвестирования проектов хозяйствующих субъектов;
- Для предприятий, представляющих затратные инновационные проекты, гарантом возврата кредита должно выступать государство;
- Предотвращение банковских кризисов должно базироваться не на системе страхования выплат по вкладам, а на установление унифицированной маржи между ставками по кредиту и депозиту.
- Деньги всегда имеют большую стоимость, чем та, которая заключена в них самих, если кредитная эмиссия направлено на развитие экономики, но не предназначена для покрытия дефицита бюджета.
Опережающего роста деривативов – лёгкость получения спекулятивного дохода закономерно вызывает опережающий рост вложения денежных активов в производные денежные инструменты;
Принципы:
Чтобы опережающий рост деривативов не становился источником кризисов, организация купли-продажи акций и облигаций должна не допускать спекуляции ими;
Собственник акций может получить право на их продажу только после завершения инвестиций в капитал компании;
- Отвлечение денежных средств банков в деривативы и участие банков торгах на бирже недопустимо;
Понижения стоимости денег – с течением времени товары потому дороже, что деньги становятся дешевле.
Принципы:
- Понижение стоимости денег должно компенсироваться ростом денежных выплат населению;
- Резкое изменение масштаба цен должно нивелироваться своевременно проводимой деноминацией;
- Реализация стратегии государства на рост производительности труда позволяет тормозить понижение стоимости денег.
Если принципы денежно-кредитной политики исходят из теории денег, то они обретают объективный характер. Так, предложения С.Глазьева ввести обязательную продажу валютной выручки, устанавливать курс рубля на длительное время, ввести запрет на открытие депозитных счетов в иностранной валюте и налог её на приобретение, отказаться от политики эмиссии рублей преимущественно под прирост валютных резервов, создать внутренние источники долгосрочного кредита и осуществлять целевое кредитование конкретных проектов соответствуют законам применимости и кредитной эмиссии. Но поскольку сам С.Глазьев не ссылается на эти законы, то его предложения выглядят как частное мнение, что и позволяет их игнорировать. А исходя из теории денег принципами денежно-кредитной политики должны также стать отказ от приобретения золота (оно утеряло роль денег) и образования стабилизационных фондов (снижает монетизацию экономики), отказ от политики таргетирования инфляции и участия в международных валютных фондах, и т.д..
Не все согласятся с представленной здесь концепцией, и к этому больше всего оснований, поскольку она представлена здесь в самом общем виде. Тем не менее только аргументированные комментарии будут допущены к публикации. А тот, кто пожелает более профессионально проанализировать все плюсы и минусы Новой концепции денег, милости просим поучаствовать в обсуждении на круглом столе на МЭФ (30-31 марта) или ещё раньше -27 марта на СПЭК-2017 – пишите, я включу вас в заявку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий